Социальная функция государства в трудовом праве

Иванчина Ю.В.

УДК 30
ББК 66.041

Цель. Статья посвящена исследованию взаимодействия социальной функции государства в трудовом праве в современных условиях с учетом этимологических особенностей указанных дефиниций и правоприменительного контекста.

Методы. В качестве основного автором используется функциональный подход, методы критического и сравнительного анализа, синтеза, сопоставления.

Научная новизна и результаты. Авторы уделяют внимание проблеме поиска критерия для оценки вносимых предложений по совершенствованию трудового законодательства, исходя из устанволенной обязанности реализации социальной функции со стороны государства в трудовом праве. Критически оцениваются некоторые современные предложения по коренному изменению трудового законодательства, подходы к развитию данной функции на современном этапе развития государства.

Ключевые слова: государствопотребностьтрудовое правофункция.

Функции права и его отраслей, взаимосвязь функций права с функциями государства  требуют научной разработки на каждом этапе развития общества и государства. Это обусловлено тем, что функции отраслей права, в том числе трудового права, в системе функций государства и права, определяются на основе познания закономерностей общественного развития и анализа социальной действительности. Рассматривать функции трудового права необходимо в системе с функциями государства и права в целом, в связи с тем, что трудовое право, регулируя трудовые отношения, непосредственно влияет на темпы общественного развития.

«На разных этапах исторического развития государства в соответствии с объективно возникающими потребностями, формируемыми в качестве задач, выделяются устойчивые, жизненно важные и потому основные направления управленческой деятельности государства, которые традиционно называются функциями»[1, с.4]. При этом право выступает в качестве характерного для государства средства, с помощью которого реализуются основные направления управленческой деятельности по организации общественных процессов.

Каждый исторический период определяет систему функций государства, приоритетные функции, а также трансформирование и обновление как системы функций в целом, так и отдельных ее элементов. Следовательно, вопрос о функциях как государства, так и права в целом на любом этапе исторического развития государства является одним из существенных в теории государства и права. Следует отметить, что функции государства более динамичны по сравнению с функциями права. В то же время изменение функций государства неизбежно влечёт за собой изменение функций отдельных отраслей права, а общие функции права могут оставаться неизменными, поскольку функции права - это продиктованные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие роль права в упорядочении данных отношений.

Среди множества функций государства социальная функция является одной из основных. Она направлена на обеспечение гражданам достойного уровня жизни, разрешению социальных противоречий и реализации согласованных интересов граждан на основе признанных в данном обществе и законодательно закрепленных социальных стандартов [2, с.6]. Социальная направленность внутренней политики государства определяет благосостояние граждан, развитость государства, его общественную устойчивость [3, с.59].

В настоящее время наша страна идет по пути становления социального государства – весьма затруднительному пути, не всегда последовательному, вызывающему потребность в переосмыслении большинства позиций, связанных с ролью государства, а также проблемами законодательства, регулирующего социальную сферу.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [4, ст.7].

Основное назначение социальной функции - гарантировать занятость трудоспособного населения, осуществлять социальную защиту тех, кто нуждается в ней, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан [5, с.254].   

Конституционный суд РФ, основываясь на положениях ст.7 Конституции РФ, указывает, что высшая ценность прав и свобод человека определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, что в дальнейшем обеспечивается правосудием [6, п.2].

Стало быть, социальная функция государства, многообразная по своему содержанию, реализуется посредством действующего законодательства, которое имеет разную отраслевую принадлежность. Можно говорить о том, что в определенной части она реализуется посредством трудового законодательства. Такой вывод вытекает из  целей и задач, стоящих перед ним на сегодняшний день.

Естественно, что функции трудового права, их состав и содержание, обусловлены социальным назначением этой отрасли, являющейся сегодня одной из основных в любой правовой системе [7, с.4].

Полагаю, что всестороннее исследование реализации социальной функции государства через функции отдельных отраслей права, в том числе с помощью трудового права, весьма актуально для отечественной науки и практики. Определение отраслевых функций, при помощи которых это происходит, какие социальные потребности общества при помощи них могут быть удовлетворены, позволит определить оптимальный механизм правового регулирования.

Функция права – это, образно говоря, обобщенная мечта законодателя о правовом регулировании фактических общественных отношений, эффективность которого обеспечивается применением специального набора юридических средств – механизма правового регулирования [8, с.24].

В теории права существует несколько общепринятых, устоявшихся классификаций функций права, одна из которых – деление на общесоциальные и специально-юридические. Общесоциальные функции – это функции, при помощи которых право проявляется в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни (воспитательная, социального контроля и др.), а специально-юридические – это функции, через которые определяются средства и приемы регулирования общественных отношений (регулятивная и охранительная). Эти функции свойственны всем отраслям права и праву в целом. Однако существуют особенные функции - это функции отдельных отраслей права. Именно через особенные функции можно выделить специфику той или иной отрасли права, в том числе и отразить специфику трудового права.

В настоящее время в качестве особенных (специфических) функций трудового права большинство авторов выделяют социальную, защитную, производственную, воспитательную, превентивную [9]. Следует отметить, что в большинстве случаев выделяются две функции - социальная и производственная (или экономическая). Это объяснимо, поскольку данные функции направлены на удовлетворение социальных потребностей двух основных субъектов трудового права – работника и работодателя. Социальная функция направлена на удовлетворение социальных потребностей работника, а производственная или экономическая - на удовлетворение социальных потребностей работодателя. В рамках настоящего исследования интерес вызывает как раз социальная функция трудового права.

А.Е. Сухарев полагает, что всему праву и его отраслям присущи одинаковые функции. Это означает, что все отрасли права должны выполнять, прежде всего, одинаковые по наименованию, но различные по содержанию функции [10, с.7]. Позволю не согласиться с мнением А.Е. Сухарева, потому что, если исходить из того, что функции права направлены на удовлетворение социальных потребностей общества [12], то функции отдельных отраслей права будут направлены на удовлетворение социальных потребностей основных субъектов правоотношений, входящих в предмет той или иной отрасли, поэтому они не могут быть одинаковыми. 

Представляется, что существуют базовые системообразующие функции права, в качестве которых выступают одноименные функции государства, в связи с тем, что государство использует право как средство, с помощью которого оно реализует данные функции. Государство как особая организация, как участник общественных отношений, испытывает определенные социальные потребности, которые и составляют его функции. Данные потребности (функции) могут реализовываться посредством одной отрасли права, но чаще бывает, что реализация осуществляется одновременно несколькими отраслями права. В частности, социальная функция государства реализуется не только через нормы трудового права, но и, например, через нормы права социального обеспечения, семейного права и других отраслей права.

Отсюда следует, что если базовая функция реализуется одновременно несколькими отраслями права, то функции данных отраслей не могут быть с ней одноименными. Особенностью каждой отрасли права выступает круг регулируемых отношений, как следствие, круг участников, имеющих свои потребности, поэтому наименование функции должно отражать сущность данных потребностей. Кроме того, особые (специфические) функции отраслей права выступают в качестве одного из системообразующих факторов при формировании или выделении отрасли права.

В определенный момент появляется объективная устойчивая социальная потребность в регулировании группы общественных отношений, реально существующих в жизни. Данные общественные отношения возникают между определенной устойчивой группой участников (в дальнейшем это субъекты права), свойственных этим отношениям (в дальнейшем данные правоотношения будут составлять предмет отрасли). Функции направленны на реализацию социальных потребностей субъектов этих правоотношений и потребностей государства, как основного регулятора общественных отношений. На основе анализа функций данной отрасли права формируются принципы, т.е. определяются руководящие начала, идеи, в рамках которых будет осуществляться удовлетворение социальных потребностей субъектов права. Определяются методы права, посредством которых будут реализовываться данные функции. Следовательно, не могут быть у разных отраслей права одинаковые функции.

В отраслях права, посредством которых реализуется основная (базовая) функция, она должна быть конкретизирована, ибо у этих отраслей права различный предмет регулирования, разные субъекты, имеющие разные социальные потребности.

В связи с этим считаю, что говорить о социальной функции трудового права некорректно. Думаю, что правильнее вести речь не о социальной функции трудового права, а о гарантийно-обеспечительной функции.

В рамках трудового права у работника как субъекта трудового права сформировались вполне объективные и определенные социальные потребности. Так, потребность в гарантированном получении необходимых ему материальных или нематериальных благ в соответствии с государственными стандартами и общепризнанными нормами международного трудового права представляет собой гарантийную составляющую функции. Кроме того, работник нуждается в систематическом, регулярном  удовлетворении потребности в денежных средствах (заработной плате), необходимых ему для обеспечения нормальной жизнедеятельности –  это обеспечительная составляющая функции. 

Чтобы государство могло себя называть социальным, оно должно в полной мере реализовать свою социальную функцию. По мнению С.Е. Коробова, оно должно обеспечить минимальные социальные гарантии достойного уровня жизни, а также экономические  и правовые гарантии реализации неотъемлемого права каждого своим трудом и занятием добиваться собственного благосостояния, права обеспечить себе желаемый максимум социальных благ. Относительно трудового права речь идет о необходимости сформировать гарантии, направленные на реализацию права работников на достойный труд.

Достойный труд – это труд, при котором права трудящихся защищены, который приносит адекватный доход и обеспечивает социальную защищенность. Кроме того, достойный труд подразумевает, что каждый индивид имеет полный и свободный доступ к возможностям зарабатывать и получать доход [11]. По существу достойный труд подразумевает удовлетворение основных социальных потребностей работника.

Например, работник как экономически слабый субъект, в трудовых отношениях, по отношению к работодателю испытывает потребность в том, что его права обязательно должны быть реализованы, а реализация данных прав не должна зависеть от усмотрения работодателя. Это может быть достигнуто через фиксирование в действующем законодательстве гарантий по отдельным социально значимым направлениям. Работник, вступая в трудовые отношения, хочет быть уверенным, что ему будет гарантирована нормальная продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю), минимальная продолжительность времени отдыха (отпуск не менее 28 календарных дней) и другие гарантии. В тоже время работник испытывает потребность в регулярном, систематическом обеспечении его денежными средствами – заработной платой, необходимой ему для обеспечения своей жизнедеятельности. В связи, с чем полагаю возможным говорить о наличии в трудовом праве гарантийно-обеспечительной функции, направленной на удовлетворение социальных потребностей работника, которая в свою очередь направлена на реализацию социальной функции государства.

Представляется справедливой точка зрения А.М. Куренного в том, что функции трудового права, в частности, социальная функция (гарантийно-обеспечительная функция – прим.авт.), важны не сами по себе – как теоретические конструкции, чрезвычайно важным является то, как именно они реализуются в повседневной практике, поскольку подавляющее большинство трудоспособного населения в любой стране мира составляют граждане, реализующие свое право на труд в форме наемного труда [7, с.7]. И от того, насколько государство максимально точно определит социальные потребности работников и создаст условия для их удовлетворения, безусловно, не за счет ущемления потребностей другой стороны трудовых отношений – работодателя, будет зависеть реализация социальной функции государства, что  позволит создать условия для социального мира и социальной стабильности  и, в конечном счете, утверждать, что нашего государство - социальное.

Литература

  1. Мелихова А.В. Функции советского и современного российского государства: автореферат на соискание степени кандидата юридических наук. Казань, 2006. 40 с.
  2. Коробов С.Е. Социальная функция государства: автореферат на соискание степени кандидата юридических наук. М., 2000. 20 с.
  3. Олейникова С.С. Становление социальной функции государства в системе его внутренних функций // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.5, Юриспруд. 2011. №2 (15). С. 59-62.
  4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  5. Толстиков А.В. Социальная функция современного государства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 97. С. 253-256.
  6. Определения Конституционного суда РФ № 461-О от 01.12.2005г. по жалобе гражданина Ковригина Ф.А. на нарушение его Конституционных прав положением ст. 29 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [электронный ресурс]. URL: http://www.sudbiblioteka.ru/ks/docdelo_ks/konstitut_big_3594.htm (дата обращения 25.04.2014).
  7. Куренной А.М. Функции трудового права в современных условиях // Функции трудового права и права социального обеспечения в условиях рыночной экономики: материалы X международной научно-практической конференции. М., 2014. С.3-9. 
  8. Лебедев В.М. Система функций трудового права // Функции трудового права и права социального обеспечения в условиях рыночной экономики: материалы X международной научно-практической конференции. М., 2014. С.19-25. 
  9. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. М., 2003; Трудовое право России: Учебник / Под ред. Хохлова Е.Б., Маврина С.П. СПб., 2005.
  10.  Сухарев А.Е. Система функций советского трудового права: диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. Свердловск, 1987. 195с.
  11.  Достойный труд: сущность, предпосылки и причины появления концепции [электронный ресурс]. URL: http://www.alertagroup.ru/2012/02/18/dostojnyj-trud-sushhnost-predposylki-i-prichiny-poyavleniya-koncepcii-tezisy/ (дата обращения 25.04.2014).
  12. Иванчина Ю.В. К вопросу о понятии функций трудового права // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2012. № 2. С. 359 – 362.