Взаимодействие органов власти и бизнеса как фактор управления социально-экономическим развитием региона

Биджиев А.С., Шамарова Г.М.

УДК 30
ББК 66.041

Статья посвящена системе взаимодействия органов власти и бизнеса. Авторы отмечают, что проблемы взаимоотношений органов власти и бизнеса выдвинулись на одно из ведущих мест в политических процессах страны, бизнес превратился в самостоятельный субъект не только экономической и социальной, но и политической жизни страны, что обусловило важную политическую проблему согласования интересов органов власти и бизнеса в современной России. При этом эффективные государственные меры по поддержке бизнеса вызовут подъем предпринимательской активности в стране и регионах, приведут к улучшению социально-экономического положения и могут стать катализаторами инновационной модернизации экономики России.

Ключевые слова: бизнесвзаимодействиеорганы властипроблемыэффективность.

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных меха­низмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлека­тельности российских компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции - поскольку именно бизнес является основной движущей силой экономического развития. Бизнес всегда заинтересо­ван в предсказуемости и максимально далеком временном горизонте собственного развития. Этого можно достичь, только участвуя в непосредственном каждодневном строительстве корпоративного буду­щего, а значит – будущего общества, в котором бизнес работает.

Президент РФ Д.А. Медведев полагает, что российский бизнес всегда должен быть уверен в поддержке государства на мировых рынках: «Стоящие сегодня задачи предъявляют новые требования к  эффективности государственного управления, экономическому прогнозированию. Важно, чтобы предприниматели ясно представляли, на каких принципах будет строиться экономическая политика государства, как будет идти развитие энергетической, транспортной, информационной инфраструктуры, каковы будут тарифы и цены на услуги естественных монополий. Главные задачи государства и бизнеса - это повышение производи­тельности труда, приток  высоких технологий, повышение качества  экономического роста» [7].

Одним из важнейших условий дальнейшего развития социальной активности бизнеса является ведение открытого, конструктивного диалога между бизнесом и властью. Только при условии открытого обмена мнениями и опытом участников этого диалога можно прийти ко всеобщему пониманию важности социального партнерства и конкретной роли бизнеса в этом направлении.

1. Особенности взаимодействия бизнеса и власти в современной России

Развитие бизнеса является одним из основных условий роста эффективности современной рыночной экономики. В свою очередь, рыночная экономика представляет собой своеобразный механизм взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом. Взаимодействие бизнеса и власти должно развиваться в оптимальных для рыночной экономики формах и направлениях:

создание непосредственно инфраструктуры экономической системы, обеспечение благоприятных условий эффективного функционирования экономии­ки;

размещение государственных и муниципальных заказов;

институционализация лоббистской деятельности структур бизнеса;

институциональное оформление корпоративного сектора и т.д.

Под взаимодействием бизнеса и власти подразумевается система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в регулировании социально-экономических проблем. Теоретическая концепция механизма государственно-частного партнерства предполагает следующую его трактовку. Это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях [10].

Система представительства интересов бизнеса в органах государственной и муниципальной власти должна быть гибкой и многоуровневой. При этом гибкая, многоуровневая и многоаспектная система взаимодействия бизнеса и государства позволяет свести к минимуму возможности их сращивания и строить взаимоотношения на цивилизованной основе. Сейчас динамику процесса взаимоотношений государства и бизнеса стало определять, прежде всего, общество, которое требует, чтобы бизнес изменился и перестал быть частью государственных проблем, а превратился в неотъемлемый элемент их решения.

Таким образом, российский бизнес должен постепенно переходить к новой модели само­организации во взаимоотношениях с властью, обеспечивая наряду с государством, прежде всего, социальную опору населения.

Становление экономического порядка, обеспе­чивающего условия эффективного функциониро­вания бизнеса, в значительной степени зависит от нормативно-правового обеспечения его деятель­ности. Основополагающими документами, в рамках которых осуществляются взаимоотношения между бизнесом и государством, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ, Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятель­ности»), постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 26.02.04 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей»). Государство также приняло ряд законо­проектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Важной вехой стало появление закона «О развитии малого и среднего предприни­мательства в Российской Федерации» (2007 г.). В нем определяются категории субъектов малого и среднего предпринимательства, даются основные цели и принципы государственной политики в отношении их развития и механизмы взаимодействия власти с ними.

Реальная модель отношений  власти  и бизнеса, отмечают исследователи, представляет собой три обособленные зоны их взаимодействия: белую, черную, серую. Белая зона основана на создании единых для всех предпринимателей правил игры и обязательности их выполнения. Черная и серая зоны предполагают создание преференциальных режимов для предпринимателей и избирательное применение санкций со стороны государства. Отношения черной зоны основаны на индивидуальных корыстных интересах чиновников, а инструментом достижения интересов чиновника является взятка. Отношения серой зоны построены на интересах выполнения властью своих публичных функций  и  заинтересованности в  развитии /выживании территории. Добровольно-принудительный взнос – дофинансирование территорий представляет собой формально не регулируемые вложения  бизнеса  в территории (на благоустройство, в инфра­структурные проекты, на социальные программы  власти  и  т.п.) [2, с. 68].

Даже если весьма условно, как это делают экономисты, все формы предпринимательской деятельности разбить на три группы – сельское хозяйство, производство, и услуги, – то уже при такой, далеко не детальной, классификации, между ними выявятся кардинальные отличия в том, от каких именно органов в большей степени будет зависеть их повседневное функционирование. Поэтому возможно лишь в самых общих чертах отобразить органы, существенно влияющие на текущую деятельность бизнеса.

Современные особенности взаимодействия региональных органов управления и бизнеса обусловлены последствиями глобального финансо­вого и экономического кризиса, обострившего ситуацию не только в экономической, но и в социальной сфере развития территориальных систем в виде таких проявлений, как потеря работы частью населения, снижение заработной платы и, как следствие, падение общего уровня жизни населения.

Программа антикризисных мероприятий Правительства РФ особое внимание уделяет переходу экономики страны на инновационный путь развития, а также развитию предпринимательства как наиболее гибкого и устойчивого к последствиям мирового финансового кризиса. В этой связи особое значение приобретает изучение условий обеспечения эффективного функционирования предприятий малого бизнеса, являющихся проводниками новых технологий. Именно малый бизнес может стать решающим фактором в распространении новых технологий, в восстановлении переживающих депрессию регионов и обеспечении перехода экономики к инновационному пути развития. Система регулирования отношений бизнеса и государства должна обеспечивать институциональ­ные связи бизнеса, государственных органов управления и общественных организаций. Форми­рованию и продвижению таких связей способствуют создаваемые сейчас в стране независимые исследовательские центры, рекламные агентства, службы «связей с общественностью», центры политического консультирования. Создаются объединения, призванные укрепить профессиональ­ные стандарты, упорядочить взаимоотношения между предприятиями, с заказчиками и клиентами. Это создает для институциональных связей весьма ценный ресурс гибкости, который особенно важен для развивающегося российского бизнеса, в период реформирования национальной экономики, когда идет естественный процесс формирования народнохозяйственных пропорций и определение в них места сфере бизнеса.

Со стороны предпринимательства субъектами взаимодействия с властными структурами могут выступать отдельные субъекты предпринимательской деятельности, крупные корпоративные структуры, а также объединения предпринимателей. В настоящее время систему представительства интересов бизнеса в федеральном центре определяют в основном четыре ведущих ассоциаций: РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), ТПП РФ (Торгово-Промышленная Палата РФ), «Деловая Россия» и ОПОРа (Объединение предпринима­тельских обществ России).

Таблица 1

Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса

 

Название органа власти

Функции

Федеральная налоговая служба

Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

регистрация создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц; ведение и внесение изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.

Федеральная служба по труду и занятости

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

МЧС РФ

 

Осуществляет надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.

Федеральная антимонопольная служба

 

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере рекламы, а также контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Арбитражные суды

Разрешение споров в сфере экономической деятельности.

Суды общей юрисдикции

Разрешение административных, гражданских и трудовых споров, обжалование действий должностных лиц.

Прокуратура РФ

Осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, проведение проверок, участие в рассмотрении дел судами.

Правительство субъекта РФ

Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ.

Администрация муниципального образования

Проведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью.

Мировая практика свидетельствует, что бизнес-ассоциации являются эффективной формой самоорганизации делового сообщества и могут с успехом представлять интересы субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства, выступая посредниками в диалоге между бизнесом и властью. Это особенно актуально для стран с переходной экономикой, в которых традиции активного участия граждан в формировании цивилизованных рыночных отношений находятся в стадии формирования. В таких странах деятельность бизнес-ассоциацийявляется одним из наиболее реальных способов влияния на принимаемые решения с целью создания благоприятных условий для развития бизнеса. Среди них особое место занимают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата Российской Федерации является одной из самых крупных общественных организаций нашей страны и представляет собой объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества.

Перевод экономики на инновационные рельсы требует системного подхода. Главное, чтобы предприниматель был заинтересован в инновациях. Без всемерного поощрения государством перехода отечественного производства на инновационные рельсы постиндустриальной стадией для России может стать общество без индустрии. Поучительным примером являются государственные меры в этой сфере в странах, которые продемонстрировали рывок в инновационном развитии. В Испании, например, на каждый доллар, вложенный в НИОКР, приходится 45 центов налоговых льгот, в Мексике – 40 центов. Даже в США, где уже достигнут масштабный и наиболее высокий уровень оснащения производства передовыми технологиями, налоговые льготы составляют 7 центов на каждый доллар, вложенный в НИОКР. В Финляндии инновационная активность поддерживается прямым бюджетным финанси­рованием НИОКР. Ныне такие бюджетные вложения превышают размер 3 % ВВП [4].

Торгово-промышленная палата России проявила инициативу в налаживании общественно-государственного контроля над внедрением инноваций. В этом контексте одно из важных направлений деятельности палат на инновационном поле - это выставочно-ярмарочная деятельность.

Далее важно отметить, что экономическое взаимодействие бизнеса и власти должно развиваться в оптимальных для политической демократии и рыночной экономики формах. Выделим следующие формы взаимодействия бизнеса и власти: лоббирование интересов предпринимательства в законодательных органах, общественная экспертиза законопроектов и решений властных структур, создание общественных Советов предпринимателей при органах власти. Известно немало успешных прецедентов взаимодействия объединения предпри­нимателей и Правительства Российской Федерации. Так, в ноябре 1999 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по итогам II Всероссийского съезда представителей малых предприятий. На заседании были рассмотрены Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, первоочередные меры поддержки малого предпринимательства, предусма­тривающие рассмотрение всех вопросов, принятых в резолюции съезда. Государство предусмотрело финансовую поддержку данного сектора экономики.

Важными инструментами государственной поддержки малого бизнеса являются финансовые и налоговые механизмы. Вместе с тем, необходимо признать, что с учетом существующих экономических реалий государство не использует в полной мере мировые достижения в сфере прямой финансовой поддержки малого бизнеса, что нередко считается главной причиной слабого его развития. Объясняется это тем, что принятая в передовых странах поддержка предполагает необходимость капиталоемких централизованных ассигнований и убыточных, прежде всего для местных бюджетов, налоговых льгот. За рубежом эти потери компенсируются масштабными налоговыми поступлениями со стороны крупного бизнеса и физических лиц. В современной России такие поступления недостаточно велики. Поэтому важно вводить принцип дифференцированной поддержки предприятий малого бизнеса, а именно – стимулировать инновационную деятельность малых фирм в сфере производства и, прежде всего, в соответствии с выделенными приоритетными направлениями развития отечественной экономики.

Практика экономически развитых стран демонстрирует эффективность взаимодействия государственных структур и объединений предпринимателей, заключающегося в передаче им части функций государства в сфере регулирования бизнеса (включая аттестацию, сертификацию, лицензирование, подготовку кадров). Подобный опыт может быть использован и в России. Одним из путей решения проблем, связанных с недостатком информации, представители объединений предпринимателей видят получение на льготных условиях доступа к информационным ресурсам сети Интернет, широкое использование существующих правовых информационных систем, а также создание для действующих объединений предпринимателей единого информационного центра и базы данных, содержащей актуальную для них информацию.

2. Современное состояние и проблемы развития малого и среднего бизнеса и власти в регионах России.

Процесс управления взаимодействием бизнеса и власти имеет региональные аспекты, обусловленные спецификой возможностей и условий их реализации в рамках хотя и единых федеральных правил, но используемых применительно к местным условиям хозяйствования субъектов Российской Федерации. Субъекты малого и среднего бизнеса оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру, обеспе­чивая высокую эффективность капиталовложений региона. Являясь локомотивом инноваций, малые предприятия обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах. Поэтому выбор путей и механизмов достижения взаимодействия бизнеса и власти в регионе становится таким же актуальным, как и решение подобной задачи в масштабе государства. В региональном бизнесе аккумулированы значительные ресурсы рыночного развития. Причем наряду с традиционными ресурсами, весомое место принадлежит профессиональным кадрам, обла­дающим высокой компетенцией, передовыми управленческими, организационными и финансо­выми технологиями. Поиск и выбор путей их наиболее рационального использования во многом предопределяют возможности развития экономики регионов, решения их социальных проблем.

В развитых странах сектор малого и среднего бизнеса играет важную роль в социально-экономическом развитии и повышении уровня благосостояния населения, обеспечивает значи­тельную долю валового внутреннего продукта и занятость населения. Но при этом субъекты малого и среднего бизнеса нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государственных и общественных структур, поскольку в массе своей не в состоянии реализовывать всю полноту управленческих функций. Особенно это касается ресурсного обеспечения на старте бизнеса и минимизации затрат на сервисные управленческие функции, такие как исследование рынка, поиск партнеров и заказов, информационное и правовое обеспечение и т.п.

Основная проблема развития государственно-частного партнерства в России в том, что государство нуждается в бизнесе больше, чем бизнес в государстве. Органы власти в России призывают бизнес к сотрудничеству, в более успешной западной практике государственно-частного партнерства именно бизнес является «инициатором совместных инфраструктурных проектов», государство обеспе­чивает ему высокую доходность.

Развитие малого бизнеса в регионах России значительно отстает от возможностей и потребностей российской экономики и российского общества. Существует значительная разница в уровне развития и системе поддержки малого бизнеса в отдельных регионах России. Наибольшее развитие малый бизнес получил в тех регионах, где местные власти целенаправленно и систематически оказывают ему поддержку (Москва, Санкт-Петербург, Красно­дарский край и др.). В то же время, в некоторых других регионах он не является сферой повышенного внимания региональных властей (Бурятия, Калининградская обл., Воронежская обл. и др.). При этом при достаточном внимании региональных властей, сектор малого бизнеса может выступать надежным источником социально-экономической стабильности в регионах, решать проблемы трудоустройства, пополнения региональ­ных и местных бюджетов, увеличения объема ВРП. В настоящее время бизнес в регионах испытывает множество проблем. К основным проблемам относятся: несовершенство законодательства в сфере малого бизнеса, системы налогообложения малого бизнеса, слабая финансово-кредитная поддержка малого бизнеса, наличие многочисленных административных барьеров, несовершенство имущественной поддержки малого бизнеса, неразвитость системы информационной поддержки малого бизнеса, проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого бизнеса, недобросовестная конкуренция по отношению к малому бизнесу, несовершенство государственной системы поддержки малого бизнеса в целом.

В апреле 2011 года в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» состоялся VI Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». Выступившие на секции «Взаимодействие власти и бизнеса в условиях инновационной модернизации российской экономики» большое внимание уделили проблемам и перспективам развития бизнеса и власти, имеющимся резервам и возможностям, механизмам реализации концепции, поиску эффективных форм сотрудничества органов власти и бизнеса. 

Так, участник секции Н.М. Куршиева, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Дагестанского госу­дарственного технического университета в докладе отметила, что комплексный анализ ситуации с развитием малого бизнеса в Республике Дагестан показал низкий уровень развития этого сектора предпринимательства в республике. В Дагестане создана определенная правовая база для развития малого бизнеса, создана и функционирует инфраструктура поддержки малого бизнеса, вопросы развития малого бизнеса рассматривались на заседаниях руководящих органов республики, принята Концепция государственной поддержки и развития малого бизнеса республики (2002 г.), однако уровень оказываемой поддержки со стороны органов власти невысок. Основными проблемами, препятствующими успешному развитию бизнеса, предприниматели Дагестана считают: ограничен­ность финансовых средств - 18,8%, высокая налоговая нагрузка - 16,3%, проверки контрольно-надзорных органов - 15,5%, коррупция в органах власти и контрольно-надзорных органах - 10,3%, административные барьеры - 8,2% высокие ставки арендной платы - 6,1%. Кроме того, были названы такие проблемы, как трудности с получением кредита, нестабильность законодательства, проблемы при регистрации, лицензировании и сертификации и др. Одним из наиболее злободневных является вопрос о необоснованных проверках малых предприятий республики контрольно-надзорными органами, зачастую с превышением своих должностных полномочий [3, с.18].

Анализ опыта передовых регионов Российской Федерации в области государственного стимули­рования, поддержки и развития предпринима­тельства

Как было ранее отмечено, существуют регионы, где бизнес развивается достаточно динамично, местные власти прилагают определенные усилия для его поддержки (Краснодарский край, Новосибирская область, Санкт-Петербург и др.). Следует отметить, что для регионов, которые отличаются высокими показателями текущего состояния и позитивной динамикой роста и развития малого и среднего бизнеса, характерны следующие черты:

активность региональных властей в разработке и реализации мер по стимулированию, поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, стимулирующее региональное законодательство и относительно высокий уровень бюджетного финансирования;

положительная оценка со стороны предприни­мателей принимаемых и реализуемых в регионе государственных мер по созданию благоприятных условий для становления, функционирования и развития малого и среднего предпринимательства;

активное участие общественных объединений предпринимателей в создании и развитии региональной инфраструктуры стимулирования, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, социальное партнерство власти и бизнеса;

разнообразная адресная и селективная под­держка малого и среднего предпринимательства в приоритетных для региона областях, соответству­ющих стратегическим приоритетам, целям и задачам региона, системная поддержка инновационных и высокотехнологичных компаний;

активное и успешное участие в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития РФ на предоставление средств федерального бюджета для реализации мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса;

проведение разнообразных региональных конкурсов, активное участие в федеральных и международных выставочных мероприятиях;

высокий уровень информатизации, представлен­ность в Интернет-пространстве.

Краснодарский край [6].

Факторы успеха. Стратегический подход администрации края, развитое региональное законодательство, патронаж и непосредственное участие региональных властей в программах поддержки предпринимательства, задействование законодательных механизмов, развитая инфраструк­тура, мониторинг развития малого и среднего предпринимательства, система бизнес-образования.

Инфраструктура поддержки. В Краснодарском крае выстроена эффективная схема взаимодействия органов власти с субъектами малого предпринимательства, создана инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая в себя: краевой совет (при главе администрации Краснодарского края) и 45 муниципальных (при главах муниципальных образований) советов по предпринимательству; 43 центра содействия развитию малого предпринимательства; иннова­ционные технопарки; ГУП «Краснодарский краевой инновационный центр развития малого и среднего бизнеса»; краевой центр бизнес-образования при Кубанском государственном университете; 28 сельскохозяйственных и потребительских коопера­тивов; создаются бизнес-инкубаторы в городах Кропоткин и Армавир; в муниципальных образованиях края действуют телефоны «горячей линии»; действует краевая служба, работающая по принципу «одного окна», которая оказывает содействие по сопровождению инвестиционных про­ектов на этапах предпринимательской деятельности.

Особое значение в Краснодарском крае уделяется профессиональному образованию субъектов малого предпринимательства через создание региональной системы бизнес-образования. Ее стратегия определяется Краевым советом по предпринимательству, возглавляемым главой администрации Краснодарского края. Тактика реализуется краевым центром бизнес-образования, созданным в структуре Кубанского государственного университета распоряжением губернатора. В реализацию концепции развития малого предпринимательства включены краевые департаменты, центры содействия развитию предпринимательства, центры занятости населения, молодежные биржи труда, торгово-промышленные палаты, бизнес-структуры, депутаты, учебные заведения. Администрацией края проводится системная работа в области имущественной поддержки и налогообложения субъектов малого бизнеса, укрепления системы подготовки кадров, развития инновационного и венчурного инвестирования через реализацию программы «СТАРТ», «ТЕМП» задействованы институты меж­дународного сотрудничества, финансовой и техни­ческой помощи субъектам малого предприни­мательства. Создана краевая программа статисти­ческого наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства, позволяющая осуществлять мониторинг развития малого бизнеса и анализировать эффективность проводимых меро­приятий по развитию предпринимательства.

Новосибирская область

Факторы успеха. Научно-промышленный потенциал, системная поддержка инновационных и высокотехнологичных компаний, значительный уровень бюджетного финансирования. Успешно реализуется концепция частно-государственного партнерства и усиления роли саморегулируемых организаций в инновационном предпринимательстве.

Инфраструктура. Вопросы развития малого бизнеса на уровне области и города Новосибирска курируются непосредственно отделом развития малого бизнеса и предпринимательства администра­ции Новосибирской области и отделом взаимо­действия со средним и малым бизнесом мэрии Новосибирска. Спецификой региона является приоритетная инфраструктурная поддержка малого и среднего инновационного бизнеса. Созданные при поддержке и участии Администрации области и Президиума СО РАН ассоциации «СибАкадемИнновация», Ассоциация «Силовая электроника Сибири», Некоммерческие партнерства «СибАкадемСофт», «Информация и технологии», объединяют ведущие наукоемкие компании. Эти ассоциации успешно решают политические задачи, выполняют арбитражные функции, содействуют развитию инновационной инфраструктуры.

Реализуется масштабный проект Технопарка новосибирского Академгородка. По своему типу Технопарк является предпринимательским инновационным центром в сфере высоких технологий с бизнес-инкубаторами, которые включают всю необходимую для поддержки и развития инновационной деятельности инфраструктуру. Существенное влияние на развитие малого предпринимательства в сельских районах области оказала реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части поддержки развития личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств, создание потребкооперативов. По направлению «Стиму­лирование малых форм хозяйствования» выдано 6582 кредита на общую сумму 830 млн. рублей. Создано 83 потребительских кооператива.

Санкт-Петербург

Факторы успеха. Системный подход, стимулирование инноваций, социальное партнерство через работу Общественного Совета, высокий уровень информатизации, высокий образовательный уровень жителей.

Инфраструктура. Функция государственной поддержки и развития малого предпринимательства закреплена за комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга. В структуре Комитета создано специальное Управление поддержки малого предпринимательства. Функции общественной поддержки и регулирования субъектов малого предпринимательства, а также взаимодействия органов власти с предпринимательским сообществом осуществляет Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, а также общественные советы по малому предпринимательству при администрациях регионов Санкт-Петербурга. В состав Совета входят руководители общественных объединений предпри­нимателей, субъекты малого предпринимательства, представители банков, страховых компаний и других заинтересованных организаций. Функции оказания практической помощи в ведении предпри­нимательской деятельности субъектам малого предпринимательства осуществляют более 60 специализированных некоммерческих организаций и разветвленная сеть консалтинговых, юридических и аудиторских компаний, действующих на коммерческой основе.

3. Особые экономические зоны как эффективный механизм развития инновационной экономики региона и основные направления эффективного взаимодействия органов власти и бизнеса

Одним из направлений развития предпри­нимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпри­нимательской деятельности является институт особых экономических зон. Инвестиции – один из основных двигателей развития экономики. Государства стремятся создавать новые инструменты для их привлечения, и Россия не является исключением. Особые экономические зоны формируются на базе территорий с уникальными преимуществами в привлекательных для инвесторов регионах России.

В настоящее время особые (свободные, специальные) экономические зоны с тем или иным успехом функционируют более чем в 120 государствах. Самое большое количество особых экономических зон работает в Соединенных Штатах Америки, по подсчетам специалистов их более 240. В США функционируют три категории особых экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны, технологические парки. Кроме США, богатый опыт функционирования особых (свободных, специальных) экономических зон имеют государства Западной и Восточной Европы (Германия, Польша, Ирландия, Болгария и др.). Большие успехи в развитии особых экономических зон имеет Ирландия, которая после 2-й мировой войны с помощью рыночных механизмов особых экономических зон преодолела глубокий экономический кризис. За тридцать послевоенных лет в Ирландии было создано 60 особых экономических зон. Опыт Ирландии используется во многих государствах. Определенную специфику функционирования особых экономических зон имеют государства Юго-Восточной Азии (Сингапур, Южная Корея, Малайзия), а также Китай [1].

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Так, Федеральным законом определены четыре основных типа территорий РФ, на которых может действовать особый режим осуществления предпринимательской деятельности: промышленно-производственные особые экономи­ческие зоны; технико-внедренческие особые экономические зоны; туристско-рекреационные особые экономические зоны; портовые особые экономические зоны. Инфраструктура особых экономических зон создается за счет средств бюджетов всех уровней. Инвесторам предоставляется земельный участок необходимой площади, к которому подводятся все инженерные сети (тепло, электричество, газ, вода, телекоммуникации и т.д.) [8].

Учитывая, что, как правило, инвесторы особых экономических зон не платят за технологическое подключение, предоставляемая государством готовая инфраструктура позволяет существенно снижать издержки на создание новых предприятий, а также экономить время. Инвестор, который планирует начать предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне и пользоваться предостав­ляемыми государством преференциями, должен получить статус резидента. Процедура получение такого статуса проста, прозрачна и зафиксирована Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».

На территории особых экономических зон круглосуточно работают таможенные посты, что позволяет значительно снизить временные затраты на оформление грузов и техники в особом таможенном режиме; создаются современные бизнес-центры, конференц-залы, переговорные комнаты, предста­вительства банков, оборудованные офисы, рестораны, тренажерные залы – все условия для того, чтобы сотрудники компаний-инвесторов могли комфортно работать. Активно развивается строительство дорог, логистических центров, контейнерных площадок. Инвесторы промышленно-производственных зон имеют возможность пользоваться железнодорожными путями, проло­женными непосредственно по территории особой экономической зоны, для отправки крупнога­баритных грузов.

В целях создания благоприятного климата для развития бизнеса, упрощения процедур взаимодействия с органами государственной власти и сокращения временных издержек инвесторов при реализации проектов в особых экономических зонах действует система «одного окна».

Система «одного окна» предусматривает: получение комплекса государственных услуг в одном месте; возможность приема и выдачи документов, а также их предварительное согласование в электронном виде; обеспечение непрерывного доступа инвесторов к информации о состоянии обработки сданных документов и принятых по ним управленческих решений.

Особые экономические зоны в России создаются на территориях с существующим потенциалом привлечения трудовых ресурсов. В зависимости от типа зоны тот или иной регион обладает базой для высокотехнологичных производств, исследова­тельских центров и лабораторий, доступной рабочей силой для промышленных производств, опытными кадрами в сфере транспорта, инженерии и логистики.

Таким образом, функционирование особых экономических зон способствует решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема инновационной экономики, улучшения инвестиционного климата, возрождения регионов, развития внешнеэкономической деятельности и углубления международных контактов, а также позволяет обеспечить эффективную форму интеграции науки и производства, активизировать инновационную деятельность в регионах.

В настоящий момент инструменты и площадки для эффективного общения бизнеса и власти активно развиваются. При этом бизнес, несмотря на определенные усилия региональных властей, все еще остается проблемной сферой экономики регионов страны. Для успешного развития бизнеса в целом по стране и в регионах необходимо принятие комплекса радикальных мер с учетом современного состояния развития бизнеса в стране и особенностей его развития в регионах. В целях создания инновационной системы и модернизации российской экономики усилия государства в сфере бизнеса должны быть направлены на поддержку, прежде всего, тех предприятий бизнеса, которые способны производить инновационный продукт, конкурируя с признанными крупными производителями, и выступать в качестве реального фактора инновационного развития. Эффективные госу­дарственные меры по поддержке бизнеса вызовут подъем предпринимательской активности в стране и регионах, приведут к улучшению социально-экономического положения России, могут стать катализаторами инновационной модернизации российской экономики. В целях перехода к инновационному социально-ориентированному раз­витию органам власти в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:

создание нового представления о предпри­нимательстве как о достойной, общественно-полезной и престижной деятельности. Поднятие авторитета предпринимательства через содействие самоорганизации субъектов бизнеса, формирование прозрачных партнерских отношений власти и бизнес-сообщества, сотрудничество в решении приоритет­ных задач социально-экономического развития региона. Создание бренда «предприниматель субъекта Российской Федерации» для выхода на общероссийский и международный рынок;

совершенствование нормативно-правовой базы, гибко и эффективно регулирующей бизнес в регионе, с целью создания благоприятных условий для становления, функционирования и развития предпринимательства, снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной и муниципальной власти, связанных с регулированием российской экономики.

перенесение акцента поддержки малого и среднего предпринимательства с регионального на муниципальный уровень. На муниципальном уровне проще увязать потребности муниципального образования и возможности представителей бизнеса, получить точное представление о возможностях и потребностях предпринимательских сообществ му­ниципального образования, содействовать формированию из отдельных представителей предпринимательства территориальных кластеров с целью концентрации ресурсов и усилий по их развитию.

Кроме того, для эффективной работы инфраструктурного обеспечения предпринима­тельства представляется необходимым создать в российских регионах инновационный центр, который бы поддерживал уже сформировавшиеся, окрепшие малые инновационные предприятия, прошедшие наиболее трудный этап становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных предприятий.

Таким образом, система взаимодействия власти и бизнеса является важным индикатором состояния общества в целом. Анализ механизма взаимодействия власти и малого бизнеса предполагает учет всех указанных компонентов и позволяет не только описать комплекс существующих проблем, но и возможные направления совершенствования коммуникации между властью и бизнесом благодаря характеристике сформировавшегося в бизнес-среде запроса. Для того чтобы обеспечить стратегический альянс бизнеса и государств, необходимо, чтобы каждый предпри­ниматель чувствовал связь между общенациональ­ными и собственными интересами. Для этого государство должно провозгласить общие ценностные ориентиры, с которыми согласится общество. Эффективность взаимодействия достигается тогда, когда стороны готовы слушать и взаимно учитывать интересы и потребности друг друга. Нередки случаи, когда бизнес говорит, что власть его не слышит. Но при этом бизнес не принимает во внимание, например, те социальные цели и задачи, которые стоят в целом перед регионом и, в частности, перед тем муниципальным образованием, на чьей территории планируется реализация проекта. Корпоративная благотво­рительность и социальное партнерство - это не что иное, как стратегия создания устойчивого и положительного взаимодействия бизнеса с обществом и властью с целью понимания потребностей, создания взаимовыгодного диалога и развития этого самого общества. 

Литература

  1. Арутюнов Д.Р. Административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Право и жизнь. 2006. № 93. С. 44-51.
  2. Дрегало А.А. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества. Монография / Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск. 2010. 346 с.
  3. Куршиева Н.М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.
  4. Примаков Е.М. Создание и поддержка инновационных точек роста в экономике России – ключевое направление антикризисных действий власти и бизнеса // Стенограмма выступления ТПП РФ 27 мая 2009 года.
  5. Шамарова Г.М. Органы власти и бизнес: модернизация отношений. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.
  6. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области на период до 2020 года [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.government-nnov.ru/ (дата обращения 10.11.2011)
  7. Медведев Д.А. Выступление на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей в Краснодаре [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.isocentr.ru. (дата обращения 27.10.2011)
  8. Министерство экономического развития РФ [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 04.11.2011)
  9. Энциклопедия Википедия [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 04.09.2011)