Организация каникулярного отдыха подростков в летнее время

Челпанова М.Ю.

УДК 30
ББК 66.041

ГСНТИ 14.27.09

Код ВАК 22.00.08

Цель. Анализ особенностей и потребностей участников современного образовательного процесса, а также обзор наиболее интересных и перспективных форм организации каникулярного отдыха, призванных обеспечить полноценный и продуктивный отдых детей в летний период. В исследовании отмечается, что XXI столетие характеризуется интенсивным развитием информационного общества – инфор­мация становится ведущей ценностью цивилизации и в то же время определяет увеличение эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций среди членов социума. Кроме того, значительная доля общения происходит в виртуальном мире. Сегодня досуг многих подростков связан не только и не столько с живым общением со сверстниками, сколько с пребыванием в социаль­ных сетях.

Предмет. Специфика организации отдыха учащихся в период летних каникул в условиях современного общества.

Методы. Анализ законодательства в отношении прав детей и подростков на развивающий отдых и досуг. Конкретизация и обобщение наблюдений, полученных в результате опыта руководящей работы в пришкольном оздоровительном лагере, общения в рамках организуемых мероприятий с детьми младшего школьного возраста и с подростками.

Результаты и практическая значимость. Обоснована необходимость поиска новых комплексных решений организации каникулярного отдыха учащихся, которая должна быть основана на глубоком понимании потребностей современного общества, а также сопряжена с реализацией индивидуального подхода к учащимся. Информация, представленная в данной статье, может быть интересна как непосредственно руководителям образовательных организаций, так и широкому кругу читателей.

Научная новизна. Акцентируя внимание на роли образовательных учреждений в организации полноценного отдыха учащихся, автор статьи особое внимание уделяет таким формам, как летняя школа, программа дополнительного образования, семейный лагерь. В статье представлены материалы, раскрывающие специфику современного летнего лагеря, его возможности в реализации обучающей, развивающей и воспитательной функции образования.

Ключевые слова: дополнительное образованиелетний отдыхлетняя школаразвитие и воспитание подростковсемейный отдыхсовременные формы организации.

Современная социально-экономическая действительность определяет направление изменений системы современного образования. Забота о детях по-прежнему остается одной из важнейших стратегических задач государства в целом и школы в частности. Для решения данной задачи необходим учет реалий жизни современного общества. На сегодняшний день особую социальную значимость имеет не только решение вопросов обучения детей, но и реализация важнейших воспитательных задач, в том числе – развитие сферы досуга для оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении, а также с целью нивелирования негативных процессов, наметившихся в духовной и культурной жизни общества.

XXI столетие характеризуется интенсивным развитием информационного общества – инфор­мация становится ведущей ценностью цивилизации и в то же время определяет увеличение эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций среди членов социума. Кроме того, значительная доля общения происходит в виртуальном мире. Сегодня досуг многих подростков связан не только и не столько с живым общением со сверстниками, сколько с пребыванием в социаль­ных сетях. Неоспорим тот факт, что современные дети начинают дружить, общаться в сети и в целом посвящают большую часть своего времени Интернету, зачастую пренебрегая многими формами активности, не включаясь в те или иные виды деятельности, не приобретая необходимый социальный опыт в полном объеме. В связи с этим одним из важнейших направлений реализации воспитательной функции образования, обеспечивающим социализацию подрастающего поколения, становится раз­витие культуры досуга подростков. В современных реалиях указанное направление не входит в число первостепенных задач общеобразовательных учреждений – такой вид деятельности наиболее свойственен учреждениям дополнитель­ного образования, в частности осуществляется в социокультурном пространстве детского оздоровительного лагеря.

Не стоит забывать и о новых задачах, стоящих сегодня перед обучением, которые могут быть эффективно реализованы только в единой системе с задачами воспитательными, так как в процессе образования обучение, воспитание и развитие неразделимы. Современное общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки населения. За последние годы существенно возрос поток информации для обязательного усвоения учащимися. Кро­ме того, необходимым сегодня является навык ориентации в изменяющихся условиях и постоянная готовность к получению новых знаний, а также определенная гибкость мышления. Без работы образовательных систем по развитию указанных навыков проблема социализации молодого человека не может быть решена в полной мере. Интенсификация учебного процесса открывает много возможностей для учащихся, однако может негативно сказаться на их здоровье. В нашей стране решение проблемы сохранения здоровья, актуальной для всего мирового сообщества, осложняется рядом социально-экономических факторов, не позволяющих повсеместно в полной мере внедрять здоровьесберегающие технологии обучения, обеспечивать полноценный отдых детей в свободное от учебы время. Летние каникулы – лучшая пора для укрепления здоровья, развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, вовлечения его в новые социальные связи. Это период интересных знакомств, новых увлечений, творчества, возможность освоить новые виды деятельности, попробовать себя в новом качестве. Проблему организации оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают соответствующие организации (лагеря, центры, базы и т.д.), которые, с одной стороны, выступают формой организации свободного времени детей, с другой – пространством для воспитания, оздоровления, развития творческого потенциала. Это происходит благодаря продуманной организованной системе лагерной смены. Право детей и подростков на развивающий отдых и досуг отражено в нормативных и концептуальных документах международного и российского уровней (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др.; правительственные программы и постановления: «Национальная доктрина образования в России на период до 2025 г.», «Наша новая школа», Типовое положение о детском оздоровительном лагере от 16 февраля 2011 г., Положение о детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности от 13 июля 2017 г. № 656 и др.). Так, в Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что государство признает право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекающих мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством; поощряется право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействие предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха [5]. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04 № 170 ФЗ, отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований» [6].

Опыт руководящей работы в пришкольном оздоровительном лагере, общение в рамках организуемых мероприятий не только с детьми младшего школьного возраста, но и с подростками, позволили автору статьи сделать вывод о том, что традиционный отдых интересует современных детей в меньшей степени. Особенно при работе с подростками необходимо стараться избежать формального подхода к деятельности. Стремление заинтересовать учащихся определяет поиск современных форм организации досуга, которые побудили бы подрастающее поколение посещать лагеря. Это и явилось мотивом для написания данной статьи.

Ориентация на интересы ребёнка, помощь ребенку в формировании опыта общения и анализа отношения к себе, окружающему миру – сегодня важные черты детского оздоровительного лагеря. Именно деятельность в летнем лагере в свободной неформальной обстановке может способствовать развитию организаторских навыков у подростков, творческих способностей, уровня коммуникативной компетентности, укрепит межличностные связи, позволит детям приобрести опыт социального взаимодействия в коллективе, расширить репертуар имеющихся поведенческих тактик. Важной особенностью современного управления образовательной организацией становится ориентация на интересы детей. Детский лагерь должен создать условия для развития и самореализации личности. При правильно организованной деятельности он создает благоприятную атмосферу для самопознания и самовоспитания, здесь могут быть организованы все основные виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная и т.п.) [1].

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе, дает им возможность в игровой форме приобрести новый опыт, в том числе и опыт организаторской и управленческой работы. Через участие в решении проблем дети вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Учитывая все выше сказанное, в наше время, организовывая каникулярный отдых, необходимо применять современные образовательные программы дополнительного образования, направленные на развитие подростков с учетом реалий и требований современного общества.

Рассмотрим более подробно некоторые формы организации каникулярного отдыха детей в современных условиях.

Одной из таких форм является летняя школа, позволяющая реализовать единство воспитательной и обучающей функции образования. С. А. Шмаков отмечает, что «…в определенной степени лагерь отдыха есть тоже школа, но особая, основанная на вольнице, добровольности, природности, интересе и каникулярности» [7, с. 40]. Программа летней школы предполагает активные занятия в той или иной области наук, в соответствии с интересами ребенка, в сочетании с разнообразными внеклассными мероприятиями. Летние школы призваны воссоздать научное общество, а также способствовать привлечению одаренных учащихся к исследовательской работе. «Развиваться, отдыхая» – это тот принцип, по которому должна работать летняя школа. Дополнительное образование как одна из форм детского объединения «обеспечивает развитие ребенка во взаимосвязи познавательной, предметно-практической, духовной, художественной деятельности, а также в условиях свободного выбора индивидуальных или групповых форм активности» [7, с. 40]. Организация досуга, игровая деятельность должны способствовать приобретению новых знаний, формированию новых интересов. Сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, уравновешивает его мышление и эмоции. Цель летней школы состоит в том, чтобы каждый желающий подросток смог показать свои способности, проявить новые таланты и развить ранее имеющиеся. Основная деятельность летней школы должна быть направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразное и полноценное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфику, может способствовать формированию целостной системы ценностных ориентаций и культурных традиций через погружение воспитанников в атмосферу игры и познавательную деятельность. При погружении в такую атмосферу у ребенка появляется возможность лучше понять себя, открыть в себе положительные качества, ощутить значимость собственного «я», осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку других людей, повысить самооценку.

Помимо прочего, в каникулярный отдых школа может включить образовательную программу дополнительного образования, базирующуюся на программе «Наноград», которая соединяет в себе игровую, творческую, интеллектуальную и коммуникативную деятельность [3]. В условиях применения программы «Наноград» в летней школе одной из ключевых задач ребят становится решение кейсов для производственных задач. Решая «взрослые» задачи, подростки начинают чувствовать свою востребованность. Жизнь в «Нанограде» — многоплановая ролевая игра. Жители «Нанограда» создают облик города, участвуют в работе органов самоуправления. В Нанограде есть мэр, граждане, законы, своя философия и свои деньги. Преимущество программы в том, что дети приобретают новый опыт, имеют возможность мыслить нестандартно, придумывают оригинальные идеи, решения, которые в иной ситуации не были бы возможны. Безусловно, при работе с экспертами идея, предложенная подростками, может быть изменена. Но решения школьников могут стать материалом для размышления инженеров и руководителей предприятий. Работа в Нанограде – это всегда добровольный выбор. В отличие от школьного процесса, в рамках программы подростки имеют возможность принимать решения – что и с кем делать. Это меняет отношение к деятельности, способствует формированию чувства ответственности. В таком случае занятость ощущается как свобода.

Обращаясь к работам образовательного центра «Сириус», автор статьи почерпнула для себя несколько интересных идей, которые могут быть реализованы в работе пришкольного лагеря. Данная программа включает в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, мастер-классы, творческие встречи, беседы с признанными в своих областях профессионалами, комплекс оздоровительных мероприятий. Целью программы является раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Поиск новых идей, а еще больше – людей, способных их реализовывать – самая актуальная задача «Сириуса». В ходе реализации данной программы задачами лагеря становятся: работа с одарёнными школьниками и их педагогами; создание условий для реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального и личностного самоопределения учащихся; развитие новых форм включения одарённых детей в интеллектуально-познавательную, художественную, физкультурно-спортивную и общественно-полезную деятельность; вовлечение новых участников, педагогов, экспертов, партнёров.

Относительно новым явлением для России стала еще одна форма организации каникулярного отдыха – семейный отдых. Семейные лагеря организуют совместный досуг для взрослых и детей, формируют пространство и возможность для общения между членами семьи, дают родителям интересную возможность получить новые знания о различных методиках воспитания и обучения, знания о самом себе и о своем ребенке. Для детей семейный лагерь — это возможность проявить себя и попробовать свои силы в новой деятельности. Он «семейный» не только потому, что туда приходят семьями, но еще и потому, что на период смены все становятся большой семьей, что дает возможность каждому члену коллектива приобрести новый опыт межличностного взаимодействия, а также просто получить положительные эмоции от общения друг с другом. Младшие общаются со старшими, приобретая что-то новое для себя, и наоборот. Идея семейного отдыха с его несомненными преимуществами может быть реализована и частично. Так, пришкольный лагерь сложно представить в виде семейного отдыха, но, тем не менее, включить несколько дней или мероприятий с участием родителей вполне возможно. Хотя старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями», но эта форма работы имеет огромное значение как для детей, так и для взрослых. Привлекая родителей к активной деятельности, к непосредственному общению с детьми, организуя совместную досуговую деятельность, превращая их в помощников и единомышленников, формируя среду для приобретения нового опыта взаимодействия поколений, можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, ведь совместная работа взаимно обогащает знаниями. Невозможно создать ситуацию успеха без активного участия родителей. Еще Ш. А. Амонашвили предложил гуманистический подход к взаимодействию педагогов с родителями, создание сотрудничества семьи и образовательного учреждения, объединение усилий для создания благоприятных условий развития личности ребенка [2, с. 84].

Подводя итог, следует констатировать, что современный пришкольный лагерь для подростков должен являться учреждением, которое не только осуществляет присмотр за детьми, обеспечивает их оздоровление и отдых, но выполняет обучающую, развивающую и воспитательную функции. Организация свободного времени подростка должна иметь созидательную цель. Тогда конечными результатами работы лагеря станут не только сплоченность в коллективе, повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм, но и приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, самостоятельности, приобретение позитивного социального опыта, развитие самосознания, развитие лидерских и организаторских качеств, осознание и реализация своих способностей. На сегодняшний день вопрос организации досуга учащихся не только не утратил своей актуальности, но и приобрел особую значимость. Система образования в нашей стране имеет богатейший опыт работы летних лагерей. Успех данного направления сегодня может быть обеспечен лишь объединением имеющегося опыта и новых форм работы. Одна из важнейших задач образовательного учреждения в рамках организации каникулярного отдыха – учет современных социальных и культурных реалий, поиск новых способов работы, ориентированных на потребности современного общества, учитывающих весь комплекс социальных и личностно-психологи­ческих особенностей современных учащихся и членов их семей.

Литература

1.    Анна Быкова (Психолог, педагог, арт-терапевт) [электронный ресурс]. URL: http://annabykova.ru/razvitie-samostojatelnosti/chto-takoe-semejnyj-lager.html (дата обращения 28.04.2019)

2.    Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995.

3.    Бухарова Е. Школьный лагерь 2015 // Экспедиция в Наноград [электронный ресурс]. URL: http://edcommunity.ru/ communication/blogs/detail.php?blog=elenka22285-yandex-ru-blog&id=1169 (дата обращения 08.04.2019)

4.    Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. 1996. № 7. С. 2–4.

5.    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.01.2019)

6.    Президент России [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения 11.03.2019)

7.    Шмаков С.А. Педагогическое табу, или Чего нельзя делать вожатым и воспитателям // Проблемы школьного воспитания. 2000. № 2. С.40.

8.    Юриков А.А. Роль общения в развитии детей в лагере // Новые ценности образования: философия и педагогика каникул. №8. М.: Инноватор, 1998. С.73.