Особенности инвестиционной политики в регионе с аграрно-рекреационной специализацией

Аджикова А.С., Канцеров Р.А., Школьникова Н.Н.

УДК 30
ББК 66.041

Цель: заключается в развитии теоретических и практических основ разработки и реализации региональной инвестиционной политики, направленной на мобилизацию и эффективное использование локальных ресурсов экономики региона.

Методы: В исследовании применялись общенаучные методы познания, в первую очередь, диалектический и логический, а также методы  логического и организационного моделирования, табличная интерпретация фактологической информации.  Использован SWOT-анализ  как метод стратегического планирования, который основан  на выявлении факторов внутренней и внешней среды региона и разделении их на категории. Особую роль сыграл системный подход.

Результаты: В исследовании проведен SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Карачаево-Черкесской Республики с учетом возможностей и рисков для характеристики инвестиционного потенциала региона. Изучены инструменты и определены ключевые направления  деятельности органов власти  по формированию благоприятного инвестиционного климата в Карачаево-Черкесской Республике.

Научная новизна: Научная новизна работы состоит в том, что в ней исследованы основные особенности инвестиционной привлекательности  субъекта Северо-Каказского федерального округа Российской Федерации – Карачаево-Черкесской Республики и предложены инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности в КЧР для повышения инвестиционной активности региона.

Ключевые слова: инвестиционная политика регионаинвестиционная привлекательностьинвестиционный климат.

Региональная инвестиционная политика представляет собой необходимый компонент социально-экономической политики и  направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов субъектов хозяйствования регионального межотраслевого комплекса и повышение эффективности  развития отдельно взятого региона Российской Федерации в целях достижения сбалансированного устойчивого роста экономики.

Активация инвестиционной деятельности является одним из наиболее эффективных рычагов социально-экономических трансформаций в регионе.

Результативность инвестиционной политики в федеративном государстве в значительной  мере зависит от того, в какой степени при ее разработке  учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических целей интересы центрального правительства и регионов.

Государство, будучи динамичным участником инвестиционной деятельности, регулирует, направляет и стимулирует ее. Это означает, что состояние инвестиционного сектора и экономики в целом во многом зависит от инвестиционной политики, проводимой в стране и регионах. На современном этапе развития экономики всё большую значимость приобретает региональная инвестиционная политика.

Инвестиционная политика региона – это целенаправленная деятельность местных органов власти по оживлению и стимулированию инвестиционных процессов на территории данного субъекта Российской Федерации, направленная на привлечение и эффективное использование имеющихся инвестиционных ресурсов для решения проблем интегративного социально-экономического развития региона и, как результат, повышения жизненного  уровня населения. Цель региональной инвестиционной политики - рост экономики, повышение её эффективности и обеспечение финансовой самодостаточности развития региона. К основным задачам инвестиционной политики региона можно отнести: создание инфраструктуры инвестиционного рынка; выявление первоочередных  направлений инвестирования; поддержка инвестиций органами самоуправления; формирование условий для притока инвестиционных ресурсов в регион; повышение  инвестиционной привлекательности региона и улучшение инвестиционного имиджа.

Ключевыми задачами инвестиционной политики для большей части регионов на современном этапе являются: структурная перестройка экономики; обеспечение финансовой самостоятельности и экономической безопасности территории; оптимизация размещения производительных сил в регионе и упрочение своей индустриальной базы (в первую очередь, экспортно ориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продовольственных товаров); вычленение приоритетных инвестиционных проектов в соответствии с  интересами регионального межотраслевого комплекса.

Особое значение при разработке инвестиционной политики, анализе инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности имеет качество и уровень использования инвестиционного потенциала. Инвестиционный потенциал региона можно охарактеризовать как совокупную возможность социально-экономической системы региона обеспечить развитие своей инвестиционной сферы в объемах, определяемых соответствующей экономической политикой региона, которая зависит от ресурсной составляющей, формируемой, в свою очередь, демографическими, финансовыми, производственными другими ресурсами..

Карачаево-Черкесская Республика — субъект Российской Федерации , входит в состав Северо-Кавказского федерального округа . Карачаево-Черкесская Республика  расположена на северных склонах Большого Кавказа  в Приэльбрусье. Внутренние границы имеет с Ставропольским и Краснодарским краями, с Кабардино-Балкарией, а внешнюю - с Грузией и Абхазией.

Протяженность территории региона с севера на юг - 140 км, с запада на восток - 170 км. Расстояние от столицы КЧР - Черкесска - до Москвы 1674 км. В структуре валового регионального продукта основными видами деятельности являются: сельское хозяйство и лесное хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, оптовая и розничная торговля. Сельское хозяйство специализируется на животноводстве мясомолочного направления, овцеводстве, коневодстве. В Республике выращивают сахарную свеклу, кукурузу, подсолнечник, пшеницу, картофель, овощи. Орошаемые земли расположены вдоль Большого Ставропольского канала. В КЧР развит горный туризм: здесь расположены известные курорты Домбай, Теберда, Архыз.  Республика обладает мощным инвестиционным потенциалом.

В оценке инвестиционного потенциала региона может быть использован SWOT-анализ – форма исследования социально-экономического пространства обособленной территории, предполагающая анализ сильных и слабых сторон объекта, а также изучение возможностей и угроз его макросреды (дальнего окружения).  SWOT-анализ включает в себя: изучение тенденций развития объекта изучения, анализ ресурсов, анализ возможностей использования преимуществ и недостатков, плюсов и минусов, определение  целей и задач, исследование макросреды для выявления исходящих от нее возможностей и угроз.  Этот метод является инструментом согласования эндогенных возможностей, собственных ресурсов территории  и экзогенных условий.

 

Таблица 1. SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Карачаево-Черкесской Республики[1, с.21]

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Инвестиционный потенциал

1.2. Уникальный природно-рекреационный потенциал.

1.3. Благоприятная экологическая ситуация.

1.4. Наличие значительных запасов полезных ископаемых.

1.5. Гидроэнергетический потенциал рек.

1.6. Благоприятные почвенно-климатические условия для сельского хозяйства.

1.7. Наличие  рабочей силы.

1.8. Наличие земельных ресурсов, пригодных для эффективного ведения сельского хозяйства.

1.9. Значительный потенциал и уровень развития строительного комплекса.

1.10. Стабильные и безопасные условия для осуществления инвестиционной деятельности.

1.11.Наличие стимулирующего           
регионального законодательства в 
инвестиционной и налоговой сфере.
1.12. Наличие стратегических и программных документов социально-экономического развития региона.

1. Инвестиционный потенциал

1.2. Низкая производительность труда.

1.3. Недостаток собственных источников инвестиционных ресурсов организаций.

1.4. Низкая техническая оснащенность предприятий и организаций высокопроизводительным оборудованием.

1.5. Недостаточная развитость финансовых механизмов и банковской системы.

1.6. Высокая степень износа значительной части дорог и их низкая пропускная способность (транспортный тупик - автодорожный и железнодорожный, отсутствие аэропорта).

1.7. Низкий уровень существующих масштабов микрофинансирования.

1.9. Наличие административных барьеров при проведении согласительно-разрешительных процедур в ходе реализации инвестиционных проектов.

1.10 Наличие финансовой зависимости бюджета региона от средств из федерального бюджета.

Возможности для развития

Угрозы для развития

1.Экономический рост в РФ.

2. Развитие правоприменительной практики, снижение административного давления на бизнес.

3. Потребность в модернизации материально-технической базы экономики РФ.

4. Участие предприятий в реализации госпрограмм КЧР, ориентированных на  инновационное обновление промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие рекреационной сферы.

5. Развитие института государственно-частного партнерства.

9. Развитие науки и технологий, научно-технический прогресс

Неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация (ограничение возможности продвижения продукции, производимой на территории республики, на экспорт).

2. Сохранение теневого бизнеса, особенно, в сфере малого бизнеса.

3. Сокращение иностранных инвестиций в результате применения санкционных мер.

4. Отток квалифицированных кадров из республики.

5. Опережающее развитие туризма в других регионах Российской Федерации.

6. Технологическое и техническое отставание и потеря конкурентоспособности.

7. Повышение конкурентности рынков

 

Методика  SWOT-анализа может быть использована как способ первичной оценки инвестиционных ресурсов   Карачаево-Черкесская Республика, выделения наиболее значимых факторов  и условий, определяющие состояние инвестиционного климата. В этой модели показаны внутренние и внешние факторы развития экономики региона. Слабые стороны - это высокая степень зависимости республиканского бюджета КЧР от федеральных трансфертов, отсутствие высококвалифицированных кадров, недостаточная доступность финансовых ресурсов, низкая техническая оснащенность предприятий современным оборудованием и высокая степень его износа, неудовлетворительное  состояние дорог и пр. В качестве сильных сторон названы: наличие уникального природно-рекреационного потенциала, значительного  гидроэнергетического потенциала горных рек, выигрышные  условия для развития агропромышленного комплекса и пр. Учитывая возможности и угрозы, необходимо эффективно использовать  имеющиеся ресурсы региона для преодоления депрессивных тенденций в развитии экономики (Табл. 1).

SWOT-анализ является исходным этапом прогнозирования и необходимой частью стратегического регулирования развития региона, в том числе  развитие его инвестиционного потенциала. Оценка сильных и слабых аспектов, возможностей и угроз позволила определить ключевые направления привлечения инвестиций и активирования инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике. Рост внутренних возможностей при использовании имеющихся преимуществ предполагает реализацию  следующих мер:  поддержка малого и среднего предпринимательства; использование уникальных природных рекреационных возможностей;  развитие промышленного сектора; развитие агропромышленного комплекса и др.

Ниже приведены мероприятия, которые способствуют созданию в Карачаево-Черкесской Республике благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего максимальное использование конкурентных преимуществ региона, что повлечет за собой приток инвестиций, создание новых производств и, в   итоге, рост уровня и качества жизни  населения.

 

Таблица 2. Ключевые направления работы по формированию благоприятного инвестиционного климата в КЧР[1, с.27]

Цели

Задачи

1.Минимизация административных барьеров для осуществления инвестиционных проектов

-сокращение предельного срока прохождения процедур по предоставлению инвесторам земельных участков;

- сокращение количества и предельного срока прохождения процедур по получению разрешения строительства объектов капитального строительства непроизводственного назначения;

2.Повышение доступности земельных ресурсов для осуществления инвестиционных проектов

- повышение доступности информации о пригодных для реализации инвестиционных проектов земельных участках

(в государственной, муниципальной и частной формах собственности)

3.Повышение доступности инфраструктуры, необходимой для осуществления инвестиционных проектов

- создание инвестиционных площадок с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для индустриальных парков и строительства жилья;

- создание инфраструктуры размещения малого бизнеса на льготных условиях;

- создание инфраструктуры кластерного развития;

- развитие финансовой инфраструктуры

4.Совершенствование системы льгот и государственной поддержки инвестиций

- наращивание объемов финансирования долгосрочных целевых программ по формированию благоприятного инвестиционного климата и поддержку МСП;

- увеличение объема налоговых льгот по региональным налогам в виде государственной поддержки инвесторов

5.Наличие институтов содействия осуществлению инвестиционных проектов

- совершенствование работы Инвестиционного совета КЧР;

- активизация деятельности по привлечению иностранных инвестиций в КЧР;

-повышение квалификации сотрудников органов власти, взаимодействующих с инвесторами

6.Наличие узнаваемого в России и за рубежом бренда КЧР

- увеличение информационной освещенности инвестиционных событий КЧР;

-повышение инвестиционного рейтинга КЧР

 

Для формирования благоприятного инвестиционного климата Инвестиционной стратегией КЧР до 2035 года предусмотрены цели и задачи, обеспечивающие их выполнение. Так, для снижения количества административных барьеров при реализации инвестиционных проектов планируется сократить срок прохождения процедур  получения земельных участков, разрешения на строительство, упростить технические процессы и так далее (Табл.2).  Достижение заявленных целей возможно при реализации ряда общесистемных мер, которые послужат базисом  дальнейшего развития Карачаево-Черкесской Республики: создание преференциальных режимов для частных инвестиций; содействие ускоренному развитию малых и средних предприятий;  развитие особых специальных инструментов управления занятостью;  обеспечение развития кадрового потенциала; формирование условий для гарантирования эффективной охраны окружающей среды.

В настоящее время для привлечения частных инвестиций в Республику предлагаются особые (более привлекательные, чем в некоторых других субъектах Российской Федерации) финансовые рычаги, которые включают государственное софинансирование формирования  опорной инфраструктуры, предоставление  гарантий по кредитам, предложение льгот по региональным налогам, расширение территорий с особым экономическим режимом, субсидирование процентной ставки по кредитам на развитие и покупку прогрессивного оборудования, предоставление особых льгот по аренде земли и объектов государственной собственности, рост масштабов применения  различных инструментов финансовой поддержки инвестиционных проектов за счет  средств Инвестиционного фонда КЧР и т.д.

Помимо финансовых стимулов важным направлением государственной политики в области привлечения инвестиций в Карачаево-Черкесскую Республику является улучшение  сотрудничества органов власти с инвесторами и поддержка интенсивного продвижения продукции предприятий региона  на российский и зарубежные рынки.

Дальнейшему улучшению качества инвестиционного климата КЧР будет способствовать формирование  благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса, ликвидация бюрократических препятствий, финансовая и материально - имущественная помощь предприятиям малых форм, в том числе микропредприятиям.

Законодательно на региональном уровне закреплены долгосрочные приоритеты развития и поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства, в том числе:

В Инвестиционной стратегии КЧР до 2035 года учтена отраслевая специфика экономики региона. Карачаево – Черкесская Республика имеет сельскохозяйственный профиль. В связи с этим, предпочтительно развивать агроиндустриальный кластер. Наличие рекреационных ресурсов дает возможность в ряде муниципальных районов развивать туризм, имеющиеся водные ресурсы предполагают развитие кластера энергетики.

 

Таблица 3 . Перечень крупнейших инвестиционных проектов Карачаево – Черкесской Республики  [1, с.76, 2,с.2]

Характеристика инвестиционного проекта

Инициатор инвестицион-ного проекта

Общая стоимость проекта, млн. руб.

Сроки реализации проекта

Количество новых рабочих мест (ед.)

1.Строительство всесезонного горного курорта «Архыз».

ОАО «Курорты Северного Кавказа»

36000

2010-2025

120

2.Строительство фабрики по переработке шерсти и производству пряжи с использованием инновационных технологий

ООО«Квест - А»

3290

2011-2021

800

3.Модернизация оборудования Хабезского гипсового завода и расширение ассортимента продукции

ОАО «Хабезский гипсовый завод»

1684

2014-2019

150

4.Расширение и модернизация туристско-рекреационного комплекса «Домбай»

ООО ИСК «Кубанское»

1234,8

2017-2018

120

5.Закладка фруктового сада интенсивного типа на территории Адыге-Хабльского района

ООО «Сады Карачаево – Черкесии»

800,3

2016-2019

100

 

В числе крупнейших инвестиционных проектов КЧР, предусмотренных Инвестиционной стратегией до 2035 года намечено строительство и ввод в эксплуатацию объектов туристско – рекреационного комплекса, химической промышленности, обрабатывающих отраслей, гидроэнергетики, агропромышленного комплекса и пр. (Табл. 3).

В Карачаево-Черкесской Республике государственная поддержка инвесторов, в том числе и иностранных, осуществляется в соответствии с законом Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.2011 № 23-РЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике» (ред. 19.06.2017). В соответствии со ст.4 данного закона инвестор, реализующий инвестиционный проект на территории КЧР, имеет возможность воспользоваться следующими формами государственной поддержки [3, с.11]:

1) предоставление инвесторам (реализующим приоритетные инвестиционные проекты) существенных налоговых льгот - снижение налога на прибыль с 20% до 13,5% сроком до 5 лет и освобождение от налога на имущество организаций сроком до 7 лет;

2) предоставление инвесторам (реализующим приоритетные инвестиционные проекты) особых льготных условий использования природных ресурсов и земельных участков - в части назначения понижающих коэффициентов к размеру арендной платы;

3) предоставление государственных гарантий ККР инвесторам, зарегистрированным в КЧР, на конкурсной основе [4, с. 4];

4) выделение средств из республиканского бюджета КЧР на финансирование инвестиционных проектов;

5) субсидирование из регионального бюджета КЧР определенной части расходов по уплате процентных платежей по кредитам, полученным инвесторами в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов (предварительно одобренных правительством КЧР);

6) включение в инвестиционный процесс временно приостановленных  и замороженных  строительных объектов различных отраслей экономики, находящихся в госсобственности КЧР и др. (Рис. 1).

 

01.jpg

 Рис.  1. Инструменты государственной поддержки инвестиционной деятельности в КЧР [3, с.11]

 

В 2010 г. Постановлением Правительства РФ в Северо-Кавказском федеральном округе был  создан туристический кластер , в состав которого вошли   несколько туристско-рекреационных особых экономических зон, в том числе «Архыз» на территории Карачаево-Черкесской Республики [5, с.6].Резиденты туристско-рекреационной особой экономической зоны в КЧР  «Архыз» могут воспользоваться  следующими налоговыми льготами:

1. По налогу на прибыль предлагается в части налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет – 0%, в части налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ – не выше 13,5%, с возможностью снижения до 0% законом субъекта.

1.Налог на прибыль предлагается в части налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет-0%, в части налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации - не более 13,5%, с возможностью снижения до 0% в соответствии с законодательством субъекта.

2. Освобождение от налога на имущество  предлагается на 10 лет в отношении имущества, используемого на территории особой экономической зоны.

3. По налогу землю предлагается  освобождение от его уплаты для резидентов особой экономической зоны по земельным участкам, расположенным на ее территории, сроком на 5 лет.

4. Применение специального коэффициента (не выше 2) к основной ставке амортизации основных средств резидентов.

5. Льготы в сфере таможенных платежей.

Инвесторы, реализующие признанные приоритетными инвестиционные проекты  в Карачаево-Черкесской Республике, могут воспользоваться любой из вышеперечисленных форм государственной помощи.

В  Карачаево-Черкесской Республике образованы и действуют коллегиальные органы, созданные для улучшения инвестиционного имиджа, формирования наиболее выгодных условий реализации инвестиционных проектов на территории региона:

- Инвестиционный совет Карачаево-Черкесской Республики, утвержденный Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики [6, с.2];

- Экспертный совет по инвестиционной деятельности при Правительстве КЧР, утвержденный постановлением Правительства КЧР»[7, с.3] и др.

 

02.jpg

Рис.  2. Основные направления  и меры реализации Инвестиционной стратегии КЧР до 2035года [1, с.55]

 

Магистральными направлениями  Инвестиционной стратегии КЧР до 2035года являются формирование благоприятного инвестиционного климата и активное привлечение инвестиций в экономику Карачаево-Черкесской Республики. Реализация этих мероприятий  будет способствовать притоку и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов, формированию условий для опережающего формирования  транспортной и энергетической инфраструктуры, технологического обновления основного капитала в коммунальной и социальной сфере, производства инновационной и высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью (Рис.2).

Активизации инвестиционных процессов способствует внедрение в Карачаево-Черкесской Республике лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Для организации соответствующей работы в Карачаево-Черкесской Республике была разработана и утверждена дорожная карта внедрения передовой практики национальной оценки состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.  Национальный рейтинг формируется ежегодно с 2014года. В 2017г. по результатам итогов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Карачаево-Черкесская Республика заняла 57 место из 85 субъектов, поднявшись на 10 позиций по отношению к предыдущему году [8, с.61]. Это удовлетворительный  результат, но останавливаться на достигнутом не следует. Необходимо принимать неотложные меры для поступательного продвижения региона в этом рейтинге.

Важным направлением является участие в экономических форумах (Сочи, Красноярске, Санкт-Петербурге), где Республика Карачаево-Черкесия представляет полную и объективную информацию об инвестиционном потенциале, реализованных и запланированных инвестиционных проектах для привлечения потенциальных инвесторов.

В составе  мероприятий  по созданию выгодных условий для инвесторов в КЧР можно назвать  внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ для повышения инвестиционной привлекательности и  обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионе. В  рамках Стандарта был разработан и утвержден регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» для сокращения времени взаимодействия граждан, бизнеса и властных структур, ведь  оказание любых услуг при этом сосредоточено в одном месте  (от подачи заявления до  выдачи актов о принятии решения).

Особое внимание уделяется в последнее время информационной освещенности инвестиционных процессов в средствах массовой информации.  Так, осуществляется постоянное взаимодействие с печатными и электронными СМИ о размещении материалов об инвестиционном потенциале Карачаево-Черкесской Республики, реализованных и запланированных на реализацию инвестиционных проектов, производится рекламная и стендовая продукция соответствующего содержания, в том числе ежегодно обновляемый информационный бюллетень «инвестиционный потенциал КЧР». Кроме того, для обеспечения прозрачности инвестиционной деятельности и привлечения инвесторов, создан инвестиционный портал КЧР, содержащий информацию об инвестиционных проектах на разных этапах реализации, о мерах государственной поддержки и т. д.

Вышеуказанные меры позволили в некоторой степени улучшить инвестиционный климат КЧР, что в перспективе обеспечит максимальное использование конкурентных преимуществ региона. Это будет способствовать притоку инвестиций, созданию новых производств и, в конечном счете, повышению благосостояния населения.

Карачаево-Черкесская Республика  обладает многими элементами потенциального роста инвестиционной активности:  выгодным географическим местоположением,  уникальными природными и климатическими условиями, полезными ископаемыми (гипс, каменный уголь, гранит, мрамор, различные руды и глины и пр.), запасами лечебной минеральной воды, термальными источниками. Кроме того, Карачаево-Черкесская Республика  относится к трудоизбыточным регионам, имеет позитивные демографические показатели рождаемости, высокую плотность населения, то есть обладает трудовыми ресурсами в достаточном объеме. Важнейшая задача региональных органов власти и местных органов самоуправления  - обеспечить рациональное и эффективное использование имеющегося инвестиционного  потенциала, создать такие условия, которые гарантируют бизнесу выгодное вложение  средств в реализацию инвестиционных проектов.

Таким образом, региональная инвестиционная стратегия представляет собой эффективный и действенный инструмент управления инвестиционными процессами территории, учитывающий региональные особенности развития и позволяющий увязать действия органов федеральной и региональной власти, инвесторов и представителей реального сектора экономики субъекта Федерации.  Использование инвестиционной стратегии в региональном управлении обеспечивает сбалансированное устойчивое социально - экономическое развитие региона, полноценную реализацию инвестиционного потенциала территории, повышение конкурентоспособности региона.

Литература

  1. Об утверждении Инвестиционной стратегии КЧР до 2035 года: Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 30 декабря 2014 года №249. Доступ из справ.-прав. системы “КонсультантПлюс”.
  2. Об утверждении инвестиционного плана КЧР на 2018г.: Приказ Министра экономического развития Карачаево-Черкесской Республики от 05 апреля 2018 года № 20-п.  Доступ из справ.-прав. системы “КонсультантПлюс”.
  3. О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в КЧР: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17 мая 2011№23-РЗ. Доступ из справ.-прав. системы “КонсультантПлюс”.
  4. О порядке предоставления государственных гарантий Карачаево-Черкесской Республики под  инвестиционные проекты: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 23 марта 2006 года № 20-РЗ. Доступ из справ.-прав. системы “КонсультантПлюс”.
  5. О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе: Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 года № 833. Доступ из справ.-прав. системы “КонсультантПлюс”.
  6. Об инвестиционном совете КЧР: Указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 22 октября 2013 года №245. Доступ из справ.-прав. системы “КонсультантПлюс”.
  7. Об экспертном совете по инвестиционной деятельности при Правительстве КЧР: Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18 октября 2011 года № 348. Доступ из справ.-прав. системы “КонсультантПлюс”.
  8. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ // Asi.ru: Агентство Стратегических Инициатив [электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения 08.10.2018).
  9. Об установлении порядка заключения специальных инвестиционных контрактов в Карачаево-Черкесской Республике: Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10 октября 2017 года №261. Доступ из справ.-прав. системы “КонсультантПлюс”.
  10. О государственной программе  «Стимулирование экономического развития КЧР на 2014 – 2017гг.» (Подпрограмма 2 «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в КЧР на период до 2016 г.»): Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 360. Доступ из справ.-прав. системы “КонсультантПлюс”.
  11. Александров   Г.А. Повышение качества методов оценки инвестиционного климата региона  // Российское предпринимательство.  2017. Т. 18.  № 22.  С. 3473-3482.
  12. Едронова  В.Н.Финансовые составляющие инвестиционного процесса в регионах: сущность и оценка // Финансы и кредит.  2018. №4. С. 860—876
  13. Пржедецкая  Н.В. Инвестиционная политика российского региона на современном этапе // Фундаментальные исследования.  2016.  № 6. С. 449-453.
  14. Макарова  А.В. Повышение инвестиционной активности в региональной экономике: проблемы и перспективы // Современные научные исследования и инновации. 2016.№ 4. С.329-336.