Генеративная политика как основа развития системы управления на Севере России

Кондраль Д.П.

УДК 30
ББК 66.041

DOI 10.22394/2304-3369-2018-1-7-11

 

Цель. Статья посвящена анализу управленческих механизмов и перспектив развития социально-политической системы в северных регионах страны.

Методы. На основе системного и процессного подходов автор использует методы анализа, оценки, сравнения.

Результаты и научная новизна. Исследователем проанализирована специфика технологии управления социально-политическим развитием общества (генеративной политики), занимающей важное место в общей политической линии страны, указаны возможные пути и перспективы совершенствования системы регионального управления. Также в статье проанализированы основные условия успешного социально-политического развития регионов Севера России. 

Ключевые слова: генеративная политикасеверные регионы Россиисистема управлениясоциально-политическая система.

Выбор политической стратегии развития Севера России сегодня является одним из основных вопросов, решение которых определяет успешность перспективного освоения северных территорий страны. Неопределённая политическая линия по вопросам дальнейшего значения конкретных северных регионов в формировании социально-политической архитектуры и экономической инфраструктуры Арктической зоны России может свести к минимуму усилия регионов по развитию институтов демократии и гражданского общества. Поэтому сегодня всё более актуальной становится политическая линия, направленная на генерацию современных моделей социально-политического взаимодействия.

Среди политических моделей регионов следует указать: 1) самоорганизующиеся, основанные на традициях и культуре общества; 2) искусственные, функционирующие лишь под воздействием внешних факторов, определяющих их структуру и значение (их функционирование и развитие становится вопросом деятельности отдельных должностных лиц и управленческих структур).

Среди систем социально-политического управления следует указать: 1) закрытые (бюрократические), в которых развитие происходит изнутри, ориентированные исключительно на мнение элит; 2) открытые (органические), в которых импульсы развития исходят извне, ориентированные на интересы всего гражданского общества. Современная генеративная политика предполагает развитие открытой социально-политической модели.

В рамках данных моделей социально-политического функционирования общества (см. рис. 1) формируются следующие варианты региональных систем управления [1-9]: 1) открытая и самоорганизующаяся модель формирует вариант демократической системы (I); 2) закрытая самоорганизующаяся модель формирует адаптивную бюрократическую систему (II); 3) закрытая искусственная модель формирует установленную систему, не способную самостоятельно развиваться и функционирующую в интересах одной политической группировки (III); 4) открытая искусственная модель формирует контролируемую систему, ориентированную на решение общественных вопросов (IV).

 

01.jpg

Рис. 1. Типы региональных систем политического управления (Авторский вариант)

 

В основе стабильной деятельности политической системы северных регионов страны [10] находится система удовлетворения потребностей и интересов жителей региона [11]. Демократическая система управления ориентируется на нужды и потребности человека, признавая их изначальное существование и значение, а также учитывает специфику свойственной человеку культуры, поэтому качественная система регионального управления изначально должна быть основана на культуре общества и интегрирована в неё.

Политику по вопросам развития социально-политической среды северных регионов можно классифицировать по степени активности формирования новых позитивных идей. Наличие последних характеризует её следующим образом: 1) генеративная, осуществляемая через модернизацию [12, 13] и реформирование общественно-политической системы посредством инициирования процессов социально-политического развития на основе поиска и реализации новых эффективных идей и моделей; 2) поддержание стабильности на существующем уровне развития (в ситуации отсутствия новых идей и ориентации на имеющуюся политическую стратегию развития); 3) депрессивная (застоя), характеризующаяся отсутствием новых позитивных идей и неприятием старых политических стратегий развития общества.

Таким образом, важным для успешного развития страны сегодня является дальнейшее усиление специальной государственной политики по развитию ключевых направлений становления новой модели управления развитием, которая бы реализовывалась в максимальной степени как на федеральном, так и региональных уровнях на Севере России. Данная генеративная политика должна приводить к активизации политических элит и гражданского общества для создания благоприятной почвы совершенствования политических, культурных, экономических и социальных условий функционирования общества в северных регионах страны.

Генерирующие системы представляют собой технологии, позволяющие производить неуправляемые изменения, обусловленные разнообразной и нескоординированной аудиторией. Изменения в рамках функционирования сбалансированной процедурной генерируемой системы управления могут происходить на разных уровнях и способствовать инновационному развитию социально-политических институтов общества.

В основе генеративной [14, 15] политики власти лежат взаимосвязанные и взаимодополняющие принципы: 1) инициативы в формировании новых позитивных идей; 2) свободы выбора и действия в создании современных политических форм и структур для повышения демократичности системы принятия управленческих решений; 3) развития инновационных методов принятия оптимальных политических решений; 4) повышения интереса основных акторов по развитию северных регионов страны на основе развития современных социально-политических моделей функционирования общества.

Основным направлением генеративной политики является инициирование позитивных социально-политических процессов, в связи с чем она предполагает: 1) интеграцию усилий различных акторов для позитивного развития социально-политической среды на Севере России; 2) развитие правовой системы по вопросам инициирования и реализации инновационных социально-политических процессов в регионах; 3) развитие кадрового потенциала; 4) развитие принципов гражданской солидарности и равенства интересов акторов в северных регионах страны.

Условиями проведения генеративной политики являются: 1) политическая среда, характеризующаяся высоким уровнем политической воли и желанием акторов развивать современные социально-политические институты и модели взаимодействия; 2) наличие ресурсов для реализации инновационных идей [16]; 3) наличие адекватного поставленным задачам кадрового потенциала; 4) наличие научной и правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование генеративной политики (см. рис. 2).

 

02.jpg

Рис. 2. Модель процесса реализации генеративной политики(Авторский вариант)

 

Алгоритм проведения генеративной политики предполагает: 1) генерирование процессов инновационного развития общества; 2) разработку программ социально-политического развития; 3) формирование рабочих комиссий для их реализации; 4) оценку и мобилизацию ресурсов; 5) контроль за реализацией программ.

Методология генеративной политики предполагает: 1) применение методов проектирования; 2) оценку возможностей введения социально-политических инноваций; 3) инициирование полезных инноваций и нововведений; 4) нормативно-правовое обеспечение внедрения инноваций; 5) поиск возможностей социально-политического развития общества в изменяющихся условиях.      

Ключевыми элементами генеративной политики выступают: 1) генерация современных социально-политических идей и их реализация; 2) гражданская солидарность, обеспеченная действием институтов управления, работающих на принципах демократии; 3) свобода формирования современных позитивных политических идей при дальнейшей объективной оценке их целесообразности; 4) равенство учёта интересов ключевых акторов.

Среди ключевых управленческих принципов формирования перспектив социально-политического развития северных регионов России следует отметить: 1) разработку перспектив в интересах всех участников социального взаимодействия; 2) учёт мнения при формировании политической стратегии всех участников при поддержке объективной системы оценки целесообразности и адекватности социально-политических идей; 3) свободу изменения политической стратегии в виду возможности изменения социально-экономической ситуации; 4) ориентацию на современные перспективные направления социально-политического развития.

Системность генеративной политики определяется широким направлением необходимых взаимозависимых изменений посредством реформаторской деятельности органов власти и управления: административной реформой и модернизацией; в рамках развития политической культуры закрепляются идеи и принципы свободы и равенства; развитием правовой культуры общества; развитием социальной инфраструктуры северных территорий страны; поддержкой институтов гражданского общества; принятием и реализацией системы формирования оптимальных политических решений; развитием социально-экономических гарантий повышения качества и уровня жизни населения.

Таким образом, цель генеративной политики в северных регионах страны – инициирование процессов перспективного позитивного развития политической системы. В процессе политической деятельности вырабатываются и генерируются важные для общества импульсы развития, определяющие перспективные параметры социально-политической системы северных регионов страны.

Генеративная политика должна стать основой формирования и развития перспективной среды (информационной, кадровой, нормативной и др.), стимулирующей процессы обновления социально-политических отношений на Севере России в рамках современных социально-политических ценностей и институтов.

Литература

  1. Даль Р. Демократия и её критики. Пер. с англ./ под ред. М. В. Ильина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 576 с.
  2. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство. Последствия исторических сдвигов, связанных с изменением пространства.  [электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/dal/polpl.php (дата обращения 09.01.2018).
  3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 346 с.
  4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: избранные произведения: пер. с нем. / под ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  5. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. The Origins of Totalitarianism. 1951.
  6. Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. С. 24–31.
  7. Хайек Ф.А. Дорога к рабству: пер. с англ. М.: "Экономика", 1992. 176 с. [электронный ресурс]. URL: http://www.libertarium.ru/l_lib_road_iii (дата обращения 09.01.2018).
  8. Шумпетер Й.А. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / под. ред. В.С. Автономова. М.: Экономика, 1995. 540 с.
  9. Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия (Totalitarian dictatorship and autocracy). Cambridge (Mass.): Harvard university press, 1965. XIII. 438 с.
  10.  Кондраль Д.П. Совершенствование институциональных механизмов развития социально-политических систем северных регионов России // Вопросы управления. 2016. № 6. [электронный ресурс]. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2016/06/05/ (дата обращения 13.01.2018).
  11.  Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2017 года. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 21 с.
  12.  Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Управление процессами модернизации  политической системы современной России (региональный аспект). Сыктывкар: КРАГСиУ, 2012. 165 с.
  13.  Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы. Сыктывкар: СГУ, 2014. 97 с.
  14.  Wagenaar H. Towards a Generative Policy Analysis: Elaborating the fit between policy analysis and the political // Anti-Essentialism Conference “Anto-Essentialism in Public Administration”. University of Florida. Fort Lauderdale. March 2 and 3, 2007. Jan.4. 2007.01.04. 26 p. [электронный ресурс]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/5bde/7b1c2b36a0b1bd2e2d5a10a18a8e954e5c4a.pdf (дата обращения 09.01.2018).
  15.  Cooke P., De Marchi B. Mobilising the regional foresight potential for an enlarged European Union // Generative Growth, Knowledge Economies and Sustainable Development: Implications for Regional Foresight Policy. European Commission. Research DG. Directorate K. May 2002. Brussels. 28 p. [электронный ресурс]. URL: http://cordis.europa.eu/pub/foresight/docs/3-generativegrowthknowledgeeconomies.pdf (дата обращения 09.01.2018).
  16.  Комков Н.И., Романцов В.С., Лазарев А.А. Организационная модель участия инновационных компаний в программе освоения и развития Арктической зоны России // МИР (модернизация, инновации, развитие). 2017. Т.8. №4. С. 592–601.