Стратегия развития  инвестиционной  деятельности в условиях неопределенности

Лытнева Н.А., Полянин А.В., Трофимов М.Н.

УДК 30
ББК 66.041

Цель. Целью исследования является определение концептуальных подходов к разработке стратегии развития  инвестиционной  деятельности организаций в условиях нестабильности и неопределенности экономики, разработка рекомендаций по формированию инвестиционной стратегии организаций в соответствии с федеральной программой, которая определяет долгосрочные и краткосрочные задачи  стратегического планирования в России.

Методы. Для реализации поставленной цели исследования  применялся широкий круг способов и приемов сбора и обобщения информационных данных. Основными из них являются общенаучные методы в составе: научная абстракция, анализ и синтез, сравнительный и системно-функциональный анализ, моделирование, метод анализа иерархий, а также к изучению проблемы использовались такие подходы, как программно-целевой и системный.

Результаты. Результаты исследования характеризуются обоснованием современных методов и приемов, применяемых для разработки инвестиционной стратегии организации с акцентом на программно-целевой подход, позволяющих систематизировать действия управляющих субъектов по развитию стратегии управления инвестиционной деятельности на разных уровнях управления  с учетом факторов внешней и внутренней среды.

Научная новизна . Научная новизна заключается в обосновании направлений инвестиционной стратегии  на разных уровнях иерархической системы управления, разработке модели инвестиционной стратегии и системы управления ее реализацией, основанной на программно-целевом подходе, что позволяет определить ключевые направления регулирования  инвестиционной деятельности в системе иерархического управления.

Ключевые слова: инвестициимоделиподходыпрограммыстратегияуправлениецелевой подход.

Развитие организаций зависит от эффективного управления инвестиционной деятельностью, которая должна быть основана на современной рациональной стратегии. При этом коммерческие организации  функционируют в условиях неопределенности, нестабильного инвестиционного рынка, что влияет на конечные результаты и рентабельность, ведет к рискам обеспечения их устойчивости. [1] В такой ситуации разработку инвестиционной деятельности необходимо ориентировать на федеральную программу стратегического планирования, которая определяет сбалансированные долгосрочные и краткосрочные цели и задачи  стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления инвестиционной политики,формирования благоприятной предпринимательской среды, улучшения инвестиционного и делового климата. [2]

Недооценка фактора неопределенности при разработке инвестиционной политики может привести к неэффективной стратегии, не обеспечит защиту организаций от конкурентов, не предоставит уникальных возможностей, доступные в ситуации высокого уровня неопределенности. [3] Высокий уровень динамики макроэкономических факторов, связанных с инвестиционной активностью организаций, развитие  научно-технологического прогресса, изменения государственной инвестиционной политики и форм ее регулирования снижают эффективность управления инвестициями коммерческих организаций. В связи с чем, все больше организаций считают необходимостью разработку стратегии перспективного управления инвестиционной деятельностью.

Целью исследования является определение научных подходов к разработке инвестиционной стратегии организации, поскольку в современных условиях экономики она  определяет ориентир на успешное функционирование и обеспечивает принятие стратегических решений, соответствующих уровню развития экономики.

Основоположниками исследования проблем инвестиционной стратегии являются зарубежные ученые: Г. Александр, Г. Бирман, А. Дамодаран, Д. Норткотт, А. Файоль, П. Хейне, В. Хофер, У. Шарп, Д. Шендель, С. Шмидт. В российской науке разработку инвестиционной стратегии можно отнести к недостаточно изученным направлениям. Необходимость исследования основных подходов к ее разработке и реализации определена практической значимостью, потребностью в создании организационно-методического инструментария формирования стратегии развития инвестиционной деятельности с учетом  объективной значимости в свете развития государственной инвестиционной политики. Вместе с тем, единый подход к сущности стратегии инвестиционной  деятельности пока не сформирован. Отдельные представления отражены в работах Герасименко В., Гуржиева В.А., Ендовицкого Д.А., Прановича А.А.,  Рыбченко Н.Е., Солнцевой Е.В.

Нам импонирует мнение Ширяевой Н.В., которая считает, что инвестиционная стратегия определяется системой долгосрочных целевых установок организации, определенных задачами инвестиционной политики, выбором обоснованных путей развития, генеральным планом, определяющим ее приоритеты, виды и формы. [4]   

Мы поддерживаем мнение ученого в том, что стратегия инвестиционной деятельности определяется как генеральное направление, план инвестиционной деятельности организации, предусмотренный на  долгосрочную перспективу, достижение целей и параметров которых  обеспечит получение ожидаемой инвестиционной выгоды. Нам представляется стратегия инвестиционной деятельности, как комплекс последовательных  решений, направленных на достижение глобальных экономических проблем государственной инвестиционной политики на разных уровнях иерархической системы управления, определение характера  и источников инвестиционных ресурсов, этапов ее реализации для обеспечения устойчивого развития организации.

Понимание в таком аспекте стратегии инвестиционной деятельности, аналогично  понятию  инвестиционной стратегии, сформулированному  Т.Н. Даниловой, которая  характеризует ее как «систему инвестиционных решений, обеспечивающих выбор и реализацию инвестиционных целей», [5]    а также Шишковской Л.Н, определяющей инвестиционную стратегию, как систему инвестиционных решений в рамках общей системы целеполагания организации. [6]    

Стратегия инвестиционной деятельности определяет стратегию управления инвестициями организации, последовательность определенных действий по привлечению и использованию инвестиционных ресурсов, реализации инвестиционных проектов в соответствии с миссией организации, стратегическими целями развития, системой функциональных сегментарных стратегий по видам деятельности, инвестиционным проектам, инновационным продуктам.

На наш взгляд,  разработка инвестиционной стратегии организации должна быть основана на программно-целевом подходе, обеспечивающем взаимосвязь стратегических целей субъектов управления при реализации инвестиционной политики с определением последовательного их достижения, представленной в виде организационно-структурной модели (рис. 1).

 

01.jpg

Рис. 1. Программно-целевой подход к организационно-структурной модели инвестиционной стратегии

 

Программно-целевой подход конкретизирует системный подход при принятии решений в сложных системах и является одним из направлений прогнозирования,  его использование позволяет объединить усилия различных участников общественного производства, направить их на реализацию инвестиционной политики, создать определенные рычаги реализации и контроля.

Одним из инструментов реализации целевой федеральной  инвестиционной программы является разработанный Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации  по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Стандарт положен в основу разработки плана мероприятий по созданию инвестиционных объектов, транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной и телекоммуникационной  инфраструктуры  и регламента по сопровождению инвестиционных проектов, в котором предоставляется набор инструментов поддержки субъектов на всех стадиях развития бизнеса. План должен  содержать свод  основных объектов инфраструктуры, по которым предусмотрено строительство и реконструкция, модернизация в соответствии с планами и программами Российской Федерации по  регионам и муниципальным образованиям, реализация которых предусмотрена на условиях государственно-частного партнерства. По каждому объекту указываются сведения об источниках финансирования, сроки и этапы исполнения, мощности потребления энергетических ресурсов.

Регламент по сопровождению инвестиционных проектов разрабатывается в форме дорожных инвестиционных карт.[7] «Дорожные карты» определяют направления стратегии инвестирования с детализацией действий и мероприятий по уровням иерархического управления. Дорожные карты в инвестиционной деятельности разрабатываются с учетом предложений предпринимательского сообщества и направлены на разработку планов мероприятий по инвестиционной политике, совершенствованию бизнес-среды, внедрению инноваций, поиску инвестиционных концепций,  определению способов привлечения инвестиций институциональных или частных инвесторов.

Внедрение разработанного Стандарта и контроль его выполнения способствует формированию инвестиционной среды, улучшению инвестиционного климата в регионе, муниципальном образовании, отдельной коммерческой структуры. Такой подход позволяет структурировать инвестиционную стратегию, определить направления бюджетных ассигнований в объекты капитального строительства, предоставление субсидий региональным и местным бюджетам муниципальных образований на софинансирование объектов капитального строительства региональной и муниципальной собственности, финансирования строительства инфраструктурных объектов региональной и муниципальной собственности, необходимых для реализации приоритетных инвестиционных проектов  и др.

Исследование структуры и содержания инвестиционной стратегии Рязанской области свидетельствует о том, что в ней определены приоритеты инвестиционной политики до 2025 г. соответствующий прогнозам долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанному Минэкономразвития России. [8] Целью инвестиционной политики является создание благоприятного климата для широкого круга инвесторов, обеспечение инвестиционной привлекательности развития  бизнеса в Рязанской области. 

В соответствии с критериями Министерства экономического развития Российской Федерации стратегией определены индикаторы  инвестиционного развития региона (табл. 1)

 

Таблица 1. Индикаторы инвестиционной стратегии Рязанской области

Показатели

2017 год

2020 год

2015 год

1

2

3

4

Рост объема валового регионального продукта, в процентах  к 2012 году

116,80

133,80

166,90

ВРП на душу населения в текущих основных ценах, тыс. руб.

336,10

457,70

718,40

Рост объема инвестиций в основной капитал, в процентах  к 2012 году

129,0

150,0

182,0

Рост реальных денежных доходов населения, в процентах к 2012 году

110,20

122,10

155,30

 

Взаимосвязь указанных параметров определяет развитие инвестиционной привлекательности Рязанской области, повышение качества производственного потенциала и социальной сферы. Направления инвестиционной стратегии предусматривают:  поддержку и защиту инвесторов;  снижение рисков инвестиций; развитие инвестиционной и инновационной инфраструктуры; обеспечение инвестиционного процесса компетентными кадрами; повышение конкурентоспособности производственного потенциала; увеличение производства инновационной продукции;  модернизацию и развитие высокотехнологичных отраслей экономики региона; создание  инфраструктуры для размещения производственных объектов  инвесторов; рациональную бюджетную и налоговую политику  и др.

В рамках инвестиционной инфраструктуры предусмотрено развитие производственных и социальных региональных кластеров (табл. 2).

 

Таблица 2. Основные целевые установки по развитию инвестиционной инфраструктуры Рязанской области [9]

Инвестиционный проект

Специализация проекта

Цели  инвестиционного проекта

Критериальные характеристики проекта

1

2

3

4

Промышленно-

производственная особая экономическая зона «Рязань»

Промышленность, создание в Пронском районе на территории ОЭЗ

Создание территории ускоренного развития

Объем инвестиций

- 9 млрд  руб., Рязанская область

Промышленные парки "Рыбное -1" и "Рыбное

- 2"

 

Разные отрасли

Производство высококачественной продукции, завод

высокопрочного крепежа «БЕРВЕЛ»

Площадь 138 га, Рязанская область, 300 рабочих мест

Индустриальный парк
«Городище»

Промышленность

Производство

технически сложных металлоконструкций

Площадь 173,8 га, Рязанская область

Инновационно-промышленный парк
«Варские»

Информационные и коммуникационные технологии

Развитие информацион ных и коммуникацион ных технологий, энерго сбережения, технологий новых материалов

Площадь 123 га, Рязанская область,

Индустриальный парк «Станкозаводской»

Станкостроение, машиностроение

Производство высококачественной продукции

Площадь 50 га, г. Рязань,

Гемодиализный центр

"Фрезениус М

едикл Кеа" (Германия)

Социальная сфера

Строительство в г. Рязани гемодиализного центра

на 40 гемодиализных мест, мощностью 36 тысяч процедур в год (220 пациентов)

Последовательность реализации инвестиционной стратегии предопределяет мероприятия на региональном уровне   с применением метода управления «сверху вниз», что характеризуется разработкой и выполнением аналогичного перечня документов: инвестиционной политики, стандарта деятельности исполнительной власти по обеспечению инвестиционного климата территории, плана инвестирования, регламента сопровождения инвестиционных проектов, дорожной инвестиционной карты, инвестиционных и технических заданий.

Система управления инвестиционной стратегией, основанная на программно-целевом подходе представлена на рис. 2.

 

02.jpg

Рис. 2. Программно-целевой подход в управлении инвестиционной стратегией

 

Управление инвестиционной стратегией  «снизу вверх» определяется функциями формирования инвестиционного портфеля инициаторами, то есть юридическими и физическими лицами в составе паспортов инвестиционных предложений, паспортов инвестиционных проектов, сведений и свободных индустриальных площадках, предусматривающие направления и объемы инвестиций, обеспечивающие устойчивое развитие их деятельности.

Взаимоотношения инвесторов и инициаторов в модели управления инвестиционной стратегией порождают спрос инвесторов на инвестиционные проекты и объекты, инновационные продукты, а также предложения инициаторов, оценку которых и мониторинг необходимо осуществлять до принятия управленческих решений по разработке инвестиционной стратегией на разных уровнях иерархической системы управления.

Обязательным условием разработки инвестиционной стратегии является оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на формирование критериальных характеристик по уровням управления.

По мнению М.И. Кныш в качестве факторов инвестиций на мак­роуровне следует выделить: правовое обеспечение инвестиционной деятельности; социальное и политическое положение в обществе; наличие свободных экономических зон; степень риска вложения инвестиций. [10]

Л.С. Бахманов считает, что на макроуровне следует рассматривать следующие факторы эффективности инвестиций: общее состояние экономики и динамика экономического развития страны; стабильность социально-политической системы; степень развитости рыночных отношений и инфраструктуры; экономическая политика государства (промышленность, финансовая, налоговая, таможенная); совершенство нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности; условия для привлечения иностранного капитала.[11]

Для формализации и решения задач инвестиционной политики в экономической литературе созданы различные классификации факторов. К примеру, Мякшиным В.Н. систематизация факторов регионального уровня осуществлена по типам, определяющим инвестиционную привлекательность субъектов среди которых выделены: экономические, финансовые, природно-ресурсные, производственные, инфраструктурные, инновационные, законодательные, трудовые, социальные, политические и др.[12]

С целью систематизации факторов  для разработки инвестиционной стратегии, основанной на программно-целевом подходе нами предложена группировка факторов по двум классификационным признакам одновременно - по типам и уровням управления: макроуровень (федеральный), мезоуровень (региональный), микроуровень (муниципальный), миниуровнь (коммерческая организация).  При таком подходе все группы факторов взаимосвязаны между собой, что позволяет определить наиболее значимые внутренние и внешние факторы для инвестиционной стратегии в системе иерархического управления, манипулировать их влиянием в процессе реализации  стратегии коммерческих организаций с учетом программно-целевых установок инвестиционной политики федерального, регионального и муниципального уровней. По типу факторы, влияющие на инвестиционную стратегию систематизированы по группам: экономические, политические, инвестиционные, законодательные, финансовые, инновационные, социальные, природно-климатические. В зависимости от целевых установок, специфики  экономического субъекта типы факторов, связанных  с инвестиционной привлекательностью могут быть дополнены отдельными видами. К примеру, в составе экономических факторов выделен фактор развития производства, который детализируется по таким критерильным характеристикам, как объем производства и выпуска инвестиционной продукции, эффективность используемых мощностей, производительность труда производственных рабочих, техническая оснащенность производства и др.

Единый подход систематизации факторов по уровням управления определяет взаимосвязь результатов инвестиционной деятельности коммерческой организации с общими целями и задачами государственной инвестиционной политики. Управляющими факторами развития инвестиционной стратегии коммерческой организации в модели обеспечения устойчивой хозяйственной деятельности на миниуровне являются экономические, инвестиционные, финансовые, инновационные факторы, которые в первую очередь  обеспечивают инвестиционную привлекательность субъекта, результативность и устойчивость развития хозяйственной деятельности в целом.

В зависимости от целей управления инвестиционная стратегия может иметь как краткосрочный, так и долгосрочный характер. Долгосрочная стратегию должна быть основана на использовании результатов прогнозного анализа, определяющего ориентир развития коммерческой организации на заданный период, которому предшествует оценка текущего состояния организации, прибыли и рентабельности, собственных источников финансирования, обеспечивающих экономическую устойчивость и платежеспособность.

По результатам проведённого  исследования следует отметить, что для обеспечения устойчивого развития коммерческой организации, осуществляющей инвестиционную деятельность необходимо совершенствовать методический инструментарий системы ее управления. С этой целью нами предложены концептуальные направления развития программно-целевого подхода, который обеспечит взаимосвязь стратегических целей субъектов управления при разработке и реализации инвестиционной политики с определением последовательного их достижения и уточнением организационно-структурной модели. Для разработки инвестиционной стратегии осуществлена группировка внутренних и внешних факторов по двум классификационным признакам одновременно - по типам и уровням управления, что позволяет определить наиболее значимые из них для регулирования  инвестиционной деятельности в системе иерархического управления.

Литература

  1. Воронина Л.А., Бабенко Н.И. Управление инвестиционной деятельностью промышленных холдингов в условиях риска и  неопределенности // Финансы и кредит.  2011. №22 (454).  С. 10-16
  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. Доступ из справ.-прав. системы “КонсультантПлюс”.
  3. Viguerie P., Kirkland J., Courtney H. Strategy in conditions of uncertainty/ The McKinsey Quarterly. 2000.  №3. [электронный ресурс]. URL: http://www.vestnikmckinsey.ru/ strategic-planning/strategiya-v-usloviyakh-neopredelennosti (дата обращения 12.11.2017)
  4. Ширяева Н.В. Инвестиционные стратегии: учебное пособие для студентов специальности  08010565 «Финансы и кредит» и направления 080100.62 «Экономика» /  Н.В. Ширяева, А.В. Пострелов.  Ульяновск: УлГТУ, 2012.  138 с.
  5. Данилова Т.Н., Данилова М.Н. Стратегия поиска инвестиционного решения // Экономический анализ: теория и практика. 2006.  №15 (72). С.11-19.
  6. Шишковская Л.Н. Место инвестиционной стратегии в финансовом менеджменте предприятия (на примере компании NISSAN MOTORS CO). [электронный ресурс].URL: https://www.scienceforum.ru/2015/885/7596 (дата обращения 12.11.2017) 
  7. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации  по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». [электронный ресурс].  URL: http://asi.ru/upload/medialibrary/91d/STD-v3-RUS_f.pdf (дата обращения 12.11.2017) 
  8. Инвестиционная стратегия Рязанской области. Распоряжение Правительства Рязанской области от 2 сентября 2014 г. № 389-р. [электронный ресурс]. URL: http://invest-r.ru/files/blocksgallery/investitsionnaya_strategiya_ryazanskoy_oblasti.pdf (дата обращения 12.11.2017) 
  9. Индустриальные и промышленные парки. Инвестиционный портал Рязанской области [электронный ресурс].  http://invest-r.ru/articles/details/id/13 (дата обращения 12.11.2017) 
  10. Кныш М.И. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учеб. пособие / М.И. Кныш, Б.А. Перекатов, Ю.П. Тютиков. СПб.: ИД “Бизнес процесс”. М. 2006. 310 с.
  11. Бахманов С.Л. Инвестиции в условиях транзитивной экономики. М.; СПб.: ГУЭФ, 2007.  380 с.
  12. Мякшин В.Н. Факторы инвестиционной привлекательности региона и их оценка // Инвестиционная политика региона.  2014.  №14 (341).  С. 23-32.