О роли социальных сетей в образовательном пространстве экономического вуза

Ковтун О.И., Варакса А.М.

УДК 30
ББК 66.041

Цель. Выявить и проанализировать те возможности, которые предлагают социальные сети для выстраивания более эффективного взаимодействия между различными субъектами образовательного пространства, а также проблемы и риски, которые возникают вследствие внедрения социальных сетей в образовательное пространство вуза.

Методы. В данном исследовании авторы использовали методы социологического исследования, интервьюирования подписчиков официального сообщества кафедры (количество участников исследования и подписчиков сообщества 89 студентов и 2 преподавателя на момент его проведения).

Результаты. Вданном исследовании авторы проанализировали сложившиеся тенденции в использовании информационных ресурсов в системе высшего образования на примере социальных сетей. Авторы рассматрели особенности функционирования социальных сетей с точки зрения институционального анализа; обсуждает вопросы мотивации к  использованию социальных сетей для всех участников образовательного процесса в различных сферах деятельности образовательного учреждения; уделили особое внимание анализу сложностей, которые возникают  при внедрении информационных технологий в образовательную среду, и предлагаются возможные варианты решения  данных проблем. В результате была выявлена необходимость взаимодействия и координацию направлений деятельности на всех уровнях образовательного пространства для того, чтобы обеспечить эффективное использование социальных сетей в системе высшего образования.

Научная новизна. В исследовании рассмотрены возможности применения социальных сетей в образовательном пространстве экономического вуза на основе пилотного проекта официального сообщества кафедры в одной из социальных сетей.

Ключевые слова: институтмотивацияобразовательное пространствообразовательные интернет-ресурсысоциальные сети.

На современном этапе развития информационных технологий происходит всестороннее массовое внедрение социальных платформ в разные сферы жизни общества, в том числе и в образовательный процесс. И вуз в этом смысле не является исключением.  Еще на заре информационной эры Стив Джобс говорил, что главной причиной, покупки персонального компьютера станет выход в информационную сеть. На сегодняшний день «выход в сеть» является не просто основным, а для некоторых слоев населения единственным способом получения новых знаний.  Цель данной работы – определить, как использовать социальные сети в образовательном процессе экономического университета с максимальной эффективностью для всех субъектов образовательного пространства.

В последнее время круг исследований, предметом которых стал вопрос о педагогическом потенциале социальных сетей, расширяется. Анализ данной проблематики представлен в работах В.И. Гинко и А.Г. Тарарова, И.Н. Голицына, А.В. Дикова [1], М.А. Иваненко [2], В.В. Байлуки, В.А. Бобровой, Б.С. Гершунского, С. И. Кудинова, О.А. Клименко [3], О.М. Макеевой, А.В. Могилева, Н.Н. Чалдышкиной [4] и других.  

Например, Р.Р. Артемьянов и А.В. Баширов и основной задачей при применении сетевых технологий в области образования считают создание информационной базы участников социальной сети  [5].  И.С. Евсюков обращает внимание на важность использования социальных сетей при формировании профессиональных компетенций студентов вуза [6].  А.В. Диков добавляет, что социальные сети могут создаваться непосредственно учебно-методическими объединениями. [1].

Уточним понятийный аппарат исследования. Под термином «социальная сеть» в области информационных технологий мы будем понимать интерактивный многопользовательский веб-сайт, универсальность  которого заключается в том, что его контент наполняется самими участниками сети [2, С . 405]. Такая универсальность позволяет широко и вполне успешно включать социальные сети в различные сферы общественной жизни: маркетинг и продвижение продукции, образование и РR-технологии, а также оптимизировать производство и разнообразить социальную жизнь. Таким образом, сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом, в том числе в рамках профессионального сообщества и задает определенные стандарты такого общения. Как отмечает Г.М. Васильева, «в глобальной борьбе за доступ к информации и продвижение средств ее обработки (в том числе и между социальными сетями – замечание авторов ) может возникнуть ситуация, когда принятому стандарту, продукту, услуге или компании, их разрабатывающей фактически нет альтернативной позиции» [ 7 , с.40]. С целью обеспечения свободы доступа пользователей к различным информационным и образовательным контентам важно с помощью инструментов «мягкого» регулирования не допускать такой ситуации и обеспечивать равные возможности для развития информационных продуктов и кампаний в этой области.

С точки зрения институциально-социального направления в экономической науке, социальные сети можно также рассматривать и как институт. В рамках данного направления под институтом принято понимать «систему формальных правил и неформальных норм, определяющие взаимоотношения между членами общества». Нормы поведения в конкретной социальной сети (вконтакте, твиттер, фейсбук и др.) регламентируют практически все ее сферы деятельности:

И в действительности мы замечаем, что и в рамках  отдельного взятого сообщества происходит создание внутренних норм поведения и общения, которым должны следовать члены виртуального сообщества во время нахождения в данной группе. Чаще всего генератором таких правил выступает администратор группы. Сама процедура их выработки, принятия и внесения каких-либо изменений в дальнейшем может быть разная, однако в каждом случае она имеет определенный установленный виртуальным сообществом порядок. Перечисленные примеры указывают на то, что социальные сети и виртуальные сообщества устанавливают определенные «правила игры» в данной системе. Другое дело, что данные нормы не должны вступать в противоречие с формальными правилами и законами данной страны или отдельного субъекта, если речь идет о стране с федеративным устройством. Относительно «правил игры» в социальных сетях и неформальных норм, принятых в данном обществе нет такой четкой установки на полное соответствие.  Однако в случае, когда нормы, принятые в социальной сети идут в разрез с неформальными нормами, культурными традициями и обычаями  в данном обществе возникает ситуация институционального конфликта.

У преподавательского сообщества в России нет единого мнения о положительных и отрицательных сторонах использования социальных сетей в образовательном пространстве. Среди множества разнообразных оценочных суждений довольно четко видны две позиции. Приверженцы первой считают, что посещения молодежью социальных сетей носят в основном развлекательный характер, и задача преподавателей вывести их  из социального пространства и мотивировать их на работу с более серьезными медиа и информационными ресурсами; предложить им альтернативные виды деятельности по организации их самостоятельной работы и подготовке к семинарским занятиям. Другая группа исследователей и преподавателей полагает, что «темпы интеграции социальных сетей в образовательное пространство и другие сферы жизни общества продолжают нарастать и нелогично пытаться остановить данный процесс. Они предлагают  сделать посещение социальных сетей студентами максимально конструктивным и использовать интернет-ресурсы для создания новой системы мотивации в освоении дисциплин, повышения интереса учащихся к научно-исследовательским проектам, конференциям и конкурсам различного уровня, учебным и социально-культурным мероприятиям в жизни кафедры и вуза».[8]

Информационные технологии стремительно развиваются,  процессы глобализации способствуют созданию единого информационно-социального континуума, и от преподавателей вузов требует быстрой адаптации к меняющимся условиям. В нашей стране, и в мире в целом между вузами усиливается конкурентная борьба за ресурсы [2, с.80], и «те сотрудники системы высшего образования, которые не смогут адаптироваться к новым реалиям и использовать в своей работе новые информационные технологии, в том числе и социальные сети, скорее всего, не смогут реализовать себя в системе образования нового типа».[8]

В последние 3-5 лет в мировом педагогическом сообществе активно обсуждаются возможности и методики применения социальных сетей в образовании [9, С.44]. Стоит отметить, что организационные изменения, обеспечивающие введение современных технологий, должны осуществляться комплексно по всем направлениям деятельности образовательного учреждения - учебной, воспитательной, методической и управленческой  сферам для обеспечения формирования  информационной образовательной среды учреждения [3,  с. 406]. На сегодняшний день данную необходимость осознали администрации многих российских вузов. Эту мысль подтверждает статистические данные по численности активных пользователей социальной сети ВКонтакте у ведущих вузов Новосибирска, на основании данного официального сообщества.

 

Рис. 1. Численность зарегистрированных пользователей официальных сообществ новосибирских вузов ВКонтакте (сбор и обработка данных осуществлены 1.06.2017).

 

Рис. 2. Численность зарегистрированных пользователей ВКонтакте за все время существования официального сообществ новосибирских вузов в данной социальной сети (сбор и обработка данных осуществлены 1.06.2017).

 

Однако в ходе работы пилотного проекта – официального сообщества кафедры экономической теории в социальной сети ВКонтакте нами были выявлены ряд проблем и рисков, связанных с внедрения современных информационных технологий в образовательное пространство вузов:

1. Формирование необходимых компетенции профессорско-преподавательского состава (ППС), что даст возможность эффективно обновлять формы и методы образовательной деятельности и воспитательной работы, с учетом тенденций развития информационно-цифрового общества, интересы и потребности современного студенческой аудитории. На практике это предполагает проведение ИТ курсов для ППС по работе в социальных сетях. Кроме того, целесообразно организовать работу консультантов службы технической поддержки на постоянной основе, которые смогли бы помогать преподавателем при решении возникающих у них технических или организационных проблем при работе со студентами в социальных сетях.

2.  Вопросы мотивации ППС к применению в собственной деятельности средств социальных сетей. На практике данная ситуация связана с рядом сложностей. Во-первых, основная масса преподавателей категории 50+ настроены очень консервативно в отношении такого арсенала методов работы с учащимися и выхода пространства образования за пределы аудиторного общения со студентами. Во-вторых, такого рода деятельность требует дополнительных трудозатрат со стороны преподавателей. Вследствие этого в решении представленной проблемы должен быть задействован административный ресурс. Только лишь обдуманная и поэтапно организованная политика по встраиванию социальных сетей в пространство образования определенного вуза позволит благополучно решить подобную дилемму и поможет различным преподавателям наладить общение и учебную работу с учащимися в сети. В этой связи лишь организации курсов повышение квалификации для ППС вузов по линии информационно-коммуникационных технологий дело ограничиться не может. После завершения теоретических курсов по работе с социальными сетями педагог должен иметь представление :

Высокий уровень трудозатрат по организации и помощи учебной работы через социальные сети для преподавателя. Более того, преподавателю следует  интуитивно  чувствовать потребности аудитории слушателей своего курса и подбирать для нее учебные материалы, то есть индивидуально подходить к организации учебно-методической работы в любой группе в зависимости от ее профессиональных и психологических особенностей.

3.  Невозможность оценки работы педагогов по имеющимся универсальным аспектам оплаты их труда, а значит надобность в разработке новых критериев эффективности, способных оценить усилия преподавателя и качество его работы с разными участниками образовательного пространства.

4.  Стоит разработать действенные методики использования социальных сетей и внедрять их в образовательное пространство конкретного вуза для решения настоящих проблем. Ключевой  задачей для администрации будет осуществить данную деятельность так, чтобы любой студент и преподаватель стали членами образовательного пространства, а также сумели внести личный вклад в его развитие.

Социальные сети обеспечивают многоуровневое взаимодействие среди всех участников образовательного процесса на уровне «студент-студент», «студент-преподаватель», «преподаватель-преподаватель», «студент - преподаватель – администрация вуза», «студент-преподаватель-профессиональное сообщество» «студент-преподаватель - научное сообщество» [10, с. 254] и обеспечивают дополнительные возможности  в управлении указанными траекториями.

В результате проведения социологических опросов, интервьюирования подписчиков нами были выделены дополнительные возможности социальных сетей в пространстве экономического вуза:

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что, несмотря на некоторые сложности, процесс использования социальных сетей для улучшения качества образования уже запущен, и на сегодняшний день в той или иной степени используется разными субъектами образовательного пространства. Однако для того, чтобы социальные сети превратились в полноценную образовательную среду, необходимо разработка и апробация эффективных методик применения социальных сетей в системе высшего образования, нужна скоординированная работа специалистов по информационным технологиям и ППС вузов.

Литература

  1. Диков А.В. Социальные сети на службе педагога// Народное образование. 2013. № 9. С. 200 – 205.
  2. Иваненко М.А. , Иваненко А.И. Определение и анализ параметров развития научных коммуникаций как фактора конкурентоспособности вуза // М-лы I Открытого российского статистического конгресса, Новосибирск 2015, том 3. C. 73-81.
  3. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 405-407.
  4. Чалдышкина Н.Н. Педагогические потенциалы виртуальных социальных сетей в работе с детьми и молодежью // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 3. С. 119 – 124.
  5. Ахметьянов Р.Р. Социальные сети как средство обучения, взаимодействия участников образовательного процесса / Р.Р. Ахметьянов, А.В. Баширов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/44_NIEK_2015/Informatica/4_202751.doc.htm (дата обращения 20.11.2017 г.). 
  6. Евсюков И.С. Социальные сети как средство формирования профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений (на примере направления «реклама и связи с общественностью») // Интернет- журнал «Мир науки» 2017. Том 5. №3. [Электронный ресурс]. URL:  http://mir-nauki.com/PDF/50PDMN317.pdf  (дата обращения 20.11.2017 г.).
  7. Васильева Г.М. Компании-монополисты в сфере программного обеспечения и концепция кэйрэцу // Философия науки и техники в России: вызовы информационных технологий: сборник научных статей / М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т ; под общ. ред. Н.А. Ястреб. Вологда: ВоГУ, 2017. С. 38–40.
  8.  Ковтун О. И., Рябошлык В. Ф. Социальные сети в системе высшего образования: возможности, проблемы и перспективы использования./ О.И. Ковтун, В.Ф. Рябошлык. [Электронный ресурс] / Электрон. Научно-практ. период. изд. «Экономика и социум». Выпуск № 7(26), 2016. URL: http://www.iupr.ru (дата обращения 20.11.2017 г.).
  9. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3. С. 44 -50. 
  10. Ковтун О.И., Иваненко М.А. Проблемы взаимодействия экономических субъектов образовательного процесса // Проблемы экономической науки и практики/ сб.научн. тр. / под ред. С.А. Филатова; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления.  Вып. 3. Новосибирск: НГУЭУ, 2017. с. 252-261.