Непрерывное образование взрослых в муниципальной  системе: программно-модульный подход

Резинкина Л.В.

УДК 30
ББК 66.041

Цель. Анализ проблемы современных подходов к развитию кадрового потенциала конкретной территории.

Методы. Рассмотрены разные варианты развития кадрового потенциала, предложено решение данной проблемы через создание муниципальных ресурсных центров нового вида, способствующих непрерывному, опережающему и практикоориентированному обучению взрослых разных профессий без отрыва от работы.

Результаты. Становление муниципальных ресурсных центров на базе инновационных школ как элемента системы повышения квалификации будет способствовать тому, что практическая направленность обучения специалистов позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, конкретной территории; приведет к реализации модели «обучающегося региона».

Научная новизна и практическая значимость. Определены педагогические условия осуществления программно-модульного сопровождения непрерывного образования взрослых, предусматривающие интеграционное согласование деятельности институтов повышения квалификации и муниципального ресурсного центра с опорой на инновационный опыт кадров района.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрутмодульный подходнепрерывное образованиеповышение квалификацииполифункциональный муниципальный ресурсный центр.

Развитие кадрового потенциала в муниципальной системе образования является актуальнейшей проблемой, которая учитывает как социальный заказ территории, так и индивидуально-личностные потребности взрослых. Общая стратегия развития ресурсного центра связывается с решением основной проблемой социально-культурного развития региона – формированием человеческого капитала как нового качества жизни муниципалитета.

Мы в своей концепции развития кадрового потенциала определенной территории при отборе содержания деятельности полифункционального ресурсного центра учитывали конкретные задачи и стратегические приоритеты муниципальной образовательной политики.

В этом плане мы солидарны с мнением О.Г.Прикота об актуальности решения на уровне муниципальной системы образования следующих проблем:

Решение указанных проблем нами было реализовано через программно-технологическое сопровождение деятельности муниципального ресурсного центра для разных групп населения в рамках создания индивидуальных образовательных маршрутов.

Приведем в качестве примера эксперимент  по реализации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для личностно-профессионального развития педагогических кадров на базе полифункционального ресурсного центра непрерывного образования взрослых.

Нами отмечено, что развитие педагога в системе непрерывного образования традиционно обеспечивается со стороны Института повышения квалификации, реализующего чаще всего функции социального заказа по повышению квалификации кадров в соответствии с возникшими задачами, определяемыми Федеральными государственными запросами и потребностями (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, развитие системы общественно-государственного управления, подготовка резерва, освоение новых функций педагога и т.д.).

В то же время многие авторы и специалисты в области актуальных проблем образования подчеркивают актуальность вторичной социализации и профессиолизации педагога в межкурсовой период, где ведущую роль управления этим процессом возлагается на систему муниципального образования.

В соответствии с определением образовательный маршрут – это индивидуальная образовательная программа педагога, которая формируется на основе выбора педагогов модулей из общей образовательной программы.

Конструкция модульного обучения опирается на основы теории педагогики и на деле применяется в педагогической практике. Сущность данной технологии состоит в том, чтобы правильно и функционально разделить содержание исходной дисциплины на лаконичные и законченные блоки согласно профессиональным задачам и необходимым современным требованиям. Модульная образовательная программа — это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации» [1].

Модульное образование является достаточно новым и прогрессивным направлением в образовательной деятельности. Данный тип обучения содержит ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой образования. Со стороны слушателей, получающих образование — это современное профильное образование с минимальными финансовыми и временными затратами, в удобной форме и собственным временном темпе. С позиции педагогического состава — удобная, более гибкая и корректируемая форма учебно-методического курса; высвобождение большей части времени для консультационно-тьюторской деятельности. Со стороны учебного заведения — подготовка большего количества специалистов с тем же объемом преподавательского состава и на той же учебной базе. С позиции профессиональных отраслей деятельности - реальная возможность углубления профессиональной подготовки будущих кадров с большим профильным охватом и без дополнительных финансовых затрат. Со стороны общественной деятельности - реальная возможность получения высшего образования и продолжение обучения более высокой квалификации в послевузовском режиме в системе непрерывного обучения.

Технология применения модулей дает индивидуальный подход к обучению: по содержанию, по темпу восприятия материала, по подходу к самообучению и саморазвитию, по реализации процесса обучения, по видам контроля, по возможности самоконтроля и др. А цель такой формы обучения можно сформулировать как возможность помощи и поддержки в саморазвитии и самодисциплины обучающихся, их навыкам работать в индивидуальном режиме освоения выбранного материала.

Модульный учебный план содержит в себе модель структуры образования. Он должен состоять из образовательных блоков любого необходимого содержания (естественного, гуманитарного, технического, профессионального), создаваемых для всех уровней профессионального образования. Блоки могут группироваться на профессионально-обязательные и дисциплины по выбору. В основе модульных программ профессионального обучения находятся модули, которые представляют собой значимые действия уровня соответствующей образовательной ступени.

Mодульно-накопительная система повышения квалификации слушателей вводится с целью создания условий для реализации педагогом возможностей непрерывного образования с учетом своих профессиональных потребностей, проблем и возможности выбора наиболее приемлемых для себя сроков обучения. Данная форма повышения квалификации наиболее востребована педагогическими работниками, имеющими опыт повышения квалификации по традиционной форме, и не противоречит сложившейся системе повышения квалификации.

В качестве оснований для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) нами определены следующие позиции:

Приводим примеры проектирования ИОМ, используемых в полифункциональном ресурсном центре для руководителей образовательных учреждений муниципального района.

Для руководителей инновационных образовательных школ, находящихся на этапе «Формирование индивидуального стиля деятельности» был востребован ИОМ «Развитие и управление инновационной школой». Этот маршрут включал четыре  образовательных модуля.

Модуль 1 «Диагностика и качество образования в инновационной школе» предусматривал цикл теоретических занятий и образовательной практики. Теоретические занятия состояли из лекций «Современные подходы к оценке качества муниципального образования», «Мониторинг как отслеживание качества образования в школе», «Показатели и критерии качества образования в инновационной школе». Образовательные практики были следующие «Экспертиза инновационного проекта», «Психолого-педагогическая диагностика качества образования в инновационной школе», «Показатели и критерии мониторинга качества образования в инновационной школе».

В качестве примера приводим содержание практикума по экспертной оценке инновационного проекта, целью которого ставилось ознакомление с примерным Положением об экспертном совете; овладение практическими навыками экспертизы инновационных проектов. [3]

Каждому слушателю предлагалось провести экспертизу инновационного проекта, на основании которой оформлялось заключение. Слушатели должны были определить приоритетность направлений образовательного проекта; провести аудит по данному проекту; подготовить консультацию для разработчиков проекта; составить заключение о проделанной работе. При составлении заключения слушатели-эксперты должны были соблюдать определенные требования: отражены следующие критерии: соответствие предлагаемого проекта его целям, реализуемость и управляемость проекта, согласованность данного проекта с другими проектами; обоснована возможность разработчиков реализовать поставленные в проекте задачи имеющимися у них средствами: профессиональная компетентность, наличие задела, необходимое научное и методическое обеспечение, организационные и финансовые ресурсы и т.д.; определена потенциальная возможность трансляции анализируемого проекта; разработаны научно-методические материалы для внедрения в массовую практику и т.д..

Третья составляющая модуля – учебно-практический семинар по теме «Интеграционное согласование инновационного опыта конкретной школы». В эксперименте представители инновационных школ, уже успешно реализовавших идеи развития управления и развития инновационными школами, осуществляют презентацию опыта управления своей образовательной организацией. Согласование этого опыта происходит на основе обсуждения и сопоставления данного проекта с другими вариантами.

Модуль 2 «Эффективная организация коллектива образовательного учреждения на решение  инновационных задач» дополнял Модуль 1 по вопросам организации коллегиального управления образовательной организацией. Данный модуль включал  лекции и практики по темам «Современная концепция управления персоналом при реализации инновационного образования», «Технологии формирования педагогического коллектива, творческих групп и управленческих команд», «Особенности деятельности руководителя по управлению педагогическим коллективом».

На учебно-практическом семинаре по интеграционному согласованию осуществлялся обмен опытом по вопросам использования методик и современных технологий формирования коллектива инновационного образовательного учреждения (в качестве объекта обсуждения рассматривалась методика Т.Лири «Межличностные отношения», Дж.Скотта «Оценка уровня конфликтности и стратегии поведения». Психолог муниципального ресурсного центра рекомендовал использование методики Т.Лири для исследования представлений педагогов о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в школьном коллективе. В качестве примера приводилось исследование взаимоотношений учителей в инновационной школе, на основе которой создан муниципальный ресурсный центр. В рекомендациях психолога были приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности. Данная методика позволила на основе психологической совместимости сформировать группы, работающие над конкретными проектными заданиями по реализации Программы развития школы. Учет результатов тестирования позволил ускорить работу администрации по формированию сплоченного и работоспособного творческого коллектива.

Модуль 3 направлен на обсуждение проблемы управления развитием открытой среды в инновационной школе. Этот модуль предусматривал темы «Открытость образовательного учреждения как ведущее качество инновационной школы», «Сетевое взаимодействие образовательного учреждения как проявление открытости»,.

Модуль 4 «Образовательный сервис и образовательные услуги в инновационной школе» предполагал изучение тем «Запросы и потребности муниципального образования в образовательных услугах», «Маркетинг образовательных услуг», «Сетевое взаимодействие как условие качества образовательного сервиса муниципального образования». В муниципальном ресурсном центре особое внимание обращалось не только на оказание широкого спектра образовательных услуг по запросам образовательных учреждений и педагогов муниципального района, но и осуществлялся двойной эффект передачи технологий и качества оказания образовательных услуг самим школам. В качестве примера такой деятельности ресурсного центра в эксперименте проведено практическое занятие по теме «Методика анализа возможностей образовательного учреждения по представлению образовательных услуг».

Для руководителей образовательных учреждений, имеющих значительный опыт работы, как мы отмечали ранее, характерно на этапе профессиональной деятельности стремление к модификации и поиску новых вариантов собственной практики, т.к. этот этап в значительной мере проявлялся в моментах профессиональной деформации, граничащей с кризисными проявлениями. Нами выявлено, что 72% опрошенных руководителей этого уровня к управлению определили интерес к управлению опытно-экспериментальной работы в своем образовательном учреждении. Ряд таких руководителей вышли на этап защиты диссертаций. Приводим в качестве апробированного ИОМ для этой категории кадров по теме «Управление и моделирование опытно-экспериментальной работой в инновационном учреждении».

Этот маршрут включал три модуля, содержащих теоретические занятия, образовательные практики и семинары типа интеграционное согласование:

Модуль 1 «Аналитический этап в разработке программ опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении»

Модуль 2 «Научно-методическое сопровождение управления опытно-экспериментальной работой  в инновационной школе»

Модуль 3 «Проектное управление в условиях организации опытно-экспериментальной работой  в инновационной школе».

При проведении семинара по интеграционному согласованию осуществлялась презентация системы проектов, используемых руководителями образовательных учреждений при реализации комплексной Программы развития школы. В качестве предмета анализа выступал вопрос о соответствии управленческих проектов современным проблемам модернизации образования и запросам конкретной территории, родителей, социальных партнеров. Наибольший интерес при обсуждении вызвали такие проекты, как «Система управления подготовки обучающихся к ЕГЭ с использованием мобильного компьютерного класса», «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями нового Стандарта образования», «Финансовая самостоятельность и автономия образовательного учреждения», «Сетевое взаимодействие и социальное партнерство».

Это объясняется требованиями нового Стандарта образования и реализацией «Закона об образовании в РФ» и в целом, эти эффективность решения этих проблем и ряда других, указанных в таблицы, руководители связывают с положительным имиджем в конкурентной среде.

Базовые установочные занятия по всем маршрутам проводились профессорско-преподавательским составом ЛОИРО. Образовательные практики и семинары по интеграционному согласованию были организованы на базе муниципального ресурсного центра (в эксперименте – Киришский лицей) педагогами Киришского муниципального образования.

В эксперименте указанные маршруты варьировались и дополнялись в соответствии с индивидуальными запросами слушателей. Так, в качестве дополнительных модулей выступали «Сельская школа как социокультурный центр» (в районе 6 сельских школ), «Аудит внутришкольной системы как фактор инновационного развития», «Интеграция систем дошкольного, школьного и дополнительного образования», «Технология формирования имиджа образовательной организации», «Деятельность школы по формированию ответственного родительства».

Особое место в общей стратегии развития кадрового потенциала муниципального района занимает андрагогическая подготовка кадров. В этой подготовке по запросам взрослых нуждаются, в первую очередь, преподаватели системы среднего профессионального образования (техникумы, колледжи), работающих со взрослыми, желающими получить новую профессию. В экспериментальном Киришском районе такая подготовка ведется на базе медицинского техникума, политехнического колледжа, а также учебно-производственного центра при Киришском нефтеперерабатывающем заводе.  В андрагогической подготовке нуждаются также муниципальные служащие специалисты социальной сферы и службы управленческой отрасли.

Опишем структуру образовательной программы по андрагогике (72 часа). Инвариантная часть включала:

Модуль 1. Предмет и объект андрагогики как науки и учебной дисциплины. Темы «Развитие теории и практики образования взрослых в России и за рубежом», «Андрагогика как отрасль педагогического знания», «Андрагогика как сфера социальной практики», «Андрагогика как учебная дисциплина»;

Модуль 2. Андрагогика в контексте непрерывного образования взрослых. Темы «Идея непрерывности в образовании взрослых», «Зарубежный опыт образования в течение жизни», «Уровни непрерывного образования», «Институционально-средовый подход в непрерывном образовании», «Современные модели непрерывного образования взрослых».

Модуль 3. Социально-психологические основы и принципы образования взрослых. Темы «Жизненный путь человека и этапы социализации», «Социальные функции образования взрослых», «Запросы и потребности взрослых в образовании». «Национальная культура и образование».

Общепрофессиональный модуль программы ориентирован на круг специалистов, имеющих общность в специализации профессий – работники педагогической сферы, специалисты производственно-профессиональной сферы, социальной отрасли, системы управления образованием. Эта часть программы включала технологии развития грамотности и компетентности в системе образования взрослых и андрагогические основы системы профессионального развития личности.

Специальный модуль программы (по выбору) рассчитан на содержание и технологии обучения различных категорий взрослых и содержит практические занятия. Например, для преподавателей колледжей, занимающихся вопросами профессиональной подготовки кадров были предложены такие задания, которые закрепляли у них навыки организации работы со взрослыми, имеющими разную базовую подготовку.

Практическое занятие «Технология проведения круглого стола». Вопросы для обсуждения:

  1. Как преподаватель организует изучение уровня готовности разных категорий взрослых к обучению по новой профессии?
  2. Надо ли при опросе (или тестировании) взрослых выяснять уровень базовой подготовки (среднее образование, специально-профессиональное образование, ВУЗ)?
  3. Как связывается обсуждение профессиональных проблем с уровнем готовности слушателей?
  4. Каковы критерии эффективности занятия по мнению слушателей?

При оценке эффективности занятия обучаемые взрослые сами предлагали обсуждения проблем, подчеркивали значение собственного жизненного и профессионального опыта.

В ходе проведения практикоориентированных занятий преподаватель-андрагог должен учитывать следующие организационно-содержательные моменты: будет ли у слушателей возможность самостоятельного поиска решения, насколько содержание обучения приближенно к реальным жизненным и профессиональным проблемам; организована ли возможность общения и обмен опытом; поддерживается ли на занятиях чувство собственного достоинства взрослой личности, учитывается опора на достижения, жизненный и профессиональный опыт, партнерские начала.

Наиболее актуальными сейчас признаны технологии, прежде всего формирующие культуру мышления, его самостоятельность. Это так называемые метакогнитивные технологии, которые формируют интеллектуальные умения и усиливают рефлексивные механизмы в образовательной деятельности взрослых. [2, С. 16] Важным качеством данных технологий является их рефлексивность, так как они основаны на личностных механизмах мышления: осознании, самокритике, самооценке и т.д. Цель данных технологий заключается в овладении взрослым субъектом учения инструментами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые затем включаются в интеллектуальный аппарат взрослого и применяются в процессе самостоятельных поисков и открытий. Становление и развитие субъектного обучения взрослых прямо связано с освоением ими метакогнитивных способов рефлексивного мышления [4, с. 66-72]. Рассмотрение с этой позиции проблемы современных образовательных технологий представляет ее как поиск тех оснований, которые позволили бы отличить стандартные технологии от технологий более творческого характера, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения.

Рассмотрим более подробно особенности технологии интеграционного согласования в образовании взрослых, представляющейся нам в высшей мере актуальным и часто использующейся при практикоориентированном обучении в ресурсном центре. Одной из ведущих линий её реализации считается установление сходства и различий между «старым» и «новым» знанием, решение возникших противоречий. Использование технологии «интеграционного согласования» помогает взрослой личности, включившейся в образовательный процесс, осмыслить имеющийся опыт [5]. Приобретаемые знания и опыт обеспечивают расширение поля зрения на ситуацию, интерпретацию ее из разных перспектив. Подобная технология часто использует опыт слушателей, однако интеграционное согласование опыта более точно и корректно отражает цели образования взрослых.

При реализации технологии интеграционного согласования педагог-андрагог должен учитывать инертность имеющихся у взрослых слушателей установок, которая является наиболее серьезным препятствием для определения сущности проблем в своей сфере и для нахождения способов их решения с помощью оптимальных механизмов конструирования его содержания. Выходом из данной проблемы является ситуация успеха, которая оказывает существенное влияние на прочность стереотипов.

Одна из основных трудностей при структурировании содержания и технологий программно-модульного образования взрослых состоит в обеспечении трансформации учебной информации как предмета изучения в средство регуляции практической деятельности человека в природе и обществе, в инструмент решения профессиональных, культурных, бытовых и иных проблем и задач. Однако дело не столько в том, лучше или хуже усвоена человеком учебная информация, а в том, что он оказывается в принципиально иной психологической ситуации — превращения предмета учения — в средство практической деятельности, в ее ориентировочную основу. Центральным звеном образовательных технологий взрослого должна быть не простая передача информации, а появление у взрослого учащегося способности творчески вырабатывать решения, оптимальные для конкретных условий их практической деятельности.

Остановимся еще на одной эффективной технологии. Проектирование. как технология имеет большой потенциал в том случае, когда речь идет о приобретении и применении знаний и опыта в новой для человека сфере деятельности, создании новых образцов поведения, выработке стереотипов, отличающихся от устоявшихся, развитии ценностных отношений.

Приведем пример осуществления этой технологии в нашей практике работы в области неформального семейного образования взрослых.

Обучающимися выявляется какая-либо проблема в отношениях детей и родителей или блок проблем, значимых в социальном плане. Ставится задача изучения этого явления как в глобальных масштабах, так и достижение понимания слушателями ее потенциального или непосредственного влияния на их личное благополучие, семейные отношения, окружение. Как правило, рассматриваемые проблемы также существенны в исследовательском творческом плане, требуют интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, а также нацелены на практико-ориентированный конечный результат.

Осуществление проекта от замысла до завершения в целом происходит по следующему плану. Вначале выясняются и систематизируются декларируемые смыслы данного проекта; видение перспектив его реализации. Далее общим планом реализации проекта является следующий:

  1. Формулируется цель проекта и его задачи. Обосновываются и формулируются ведущие идеи, лежащие в основе решения данной проблемы. Важно, чтобы была неразрывная связь между достаточно обобщенными идеями и конкретными проблемами.
  2. Определяются критерии эффективности реализации проекта, Выявляется практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Анализируется и интерпретируется личный опыт слушателей в отношении решения данной проблемы, определяются границы его применимости, необходимость расширения тех или иных аспектов, целесообразность сохранения или изменения его оснований.
  4. Предлагаются альтернативные способы осуществления проекта, обосновываются наиболее эффективные в данных условиях способы решения. Конкретизируются задачи, которые необходимо решить.
  5. Определяются и обосновываются условия и средства для достижения целей. Разрабатывается конструктивная схема реализации проекта, структурирование его содержательной части. Определяются этапы проектирования – набор ситуационных задач, предполагаемые технологии, набор вариантов оценивания и др., разрабатывается тактика действий
  6. В ряде случаев у субъектов, участвующих в проектной деятельности, анализируются потребности в расширении их взаимодействия, и необходимые для этого действия.
  7. Осуществляется реализация проекта. Идет сбор, систематизация и анализ полученных результатов, их презентация. Производится анализ и оценка каждого из этапов и корректировка действий на следующих этапах.
  8. Осуществляется оценка, анализ и обобщение результатов, соотнесение - познавательная деятельность воплотилась в определенный результат в соответствии с выделенными критериями оценки. 
  9. Формулируются выводы по совершенствованию своей деятельности в том числе при выполнении будущих проектов, определяются дальнейшие направлении деятельности.

Объектом исследования в проектной деятельности наших слушателей прежде всего были группы проблем, связанных с отношением детей и родителей (совместный досуг, сохранение семейных традиций и др.).

Общим каркасом структуры проекта в этом случае явились три позиции что мы имеем на сегодняшний день; где, как и почему ситуация стала ухудшаться и как мы может попытаться изменить ситуацию в лучшую сторону. В ходе разработки проекта многие родители рефлексировали собственные семейные отношения. При обсуждении активно шел обмен опытом. Результатом проекта стало совместное  семейное мероприятие, посвященное 70-летию Победы, когда каждая семья подготовила информацию о своих родственниках, воевавших или трудившихся в период войны. Этот праздник так вдохновил всех участников, что они всем коллективом приняли участие в акции «Бессмертный полк». Удовлетворенность данным курсом высказало 100% взрослых участников, а также членов их семей.

Полученные экспериментальные данные позволяют сделать вывод, что для организации непрерывного образования взрослых в муниципальных условиях необходимо интеграционное согласование процесса дополнительного образования в условиях институтов повышения квалификации и практикоориентированного сопровождения взрослых в условиях реальной деятельности. То есть речь идет о формировании в рамках муниципального образования инновационной полифункциональной системы сопровождения личности в её личностно-профессиональном развитии.

Это не уменьшает роль систематического повышения квалификации в условиях институтов повышения квалификации. Особое значение этих институтов в развитии теоретических основ содержания и технологий предметной подготовки учителей, в ознакомлении и усвоении государственной и региональной политики в области образования, формировании профессиональной компетентности в сфере управления качества образования, в проведении аттестации и профессиональных конкурсов.

Однако подчеркнем преимущества для муниципальной территории деятельности полифункционального ресурсного центра непрерывного образования взрослых:

Литература

1. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Проблемы современного образования в России. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 82 с.

2. Кулюткин Ю.Н, Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия.  СПб.: СПб ГУПМ, 2003.  46 с.

3. Марон А.Е. Практическая андрагогика. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. / Марон А. Е., Подобед В. И., и др.  СПб.: ИОВ РАО, 2003.  360с.

4. Муштавинская И.В. Критическое мышление и технология его развития в процессе обучения взрослых/ Андрагогика. Материалы к глоссарию. СПб: ГАППО, 2005.  С. 66-72

5. Образование взрослых: цели и ценности /Под ред. Г.С.Сухобской, Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной.  СПб.: ИОВ РАО, 2002.  188 с.

6. Прикот О.Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. 2012. № 3 (32). С.17-21